«ЕЖ» узнал у французского путешественника Фабриса Ренуччи и его друзей, как снять фильм в чужой стране
Премьера фильма французского путешественника Фабриса Ренуччи под названием «Хорошие парни попадают в рай, плохие — в Европу» состоялась в минувшую субботу в джаз-кафе «Underground».
Это еще не показ на широкую публику — здесь собрались те, кто помогал Фабрису работать над фильмом: монтировал, переводил, организовывал встречи, писал музыку. За столиками люди, ставшие героями фильма, и просто друзья жизнерадостного француза.
Фабрис волнуется. Благодарит. И говорит о самом главном:
— …И всегда помните: если есть желание и добрая воля, то в этом мире нет невозможного…
***
Фабрис появился в Томске в сентябре 2008-го. Камера, безумная идея снять фильм о жизни молодежи в Сибири и максимальная открытость к контактам и встречам — все, что было у француза на старте. Даже то, где он будет жить в этот свой приезд, Фабрис не знал наверняка. В итоге остановился у молодого программиста Олега. С ним Фабрис познакомился через Интернет перед самым приездом в Томск. Олег охотно француза приютил, но сразу предупредил: прожить три недели у него не получится. Через неделю он уедет из Томска навсегда. Сначала в Москву, а потом в Европу.
— И тогда я задался вопросом, почему молодые люди не хотят жить в Сибири, — вспоминает Фабрис.
Олег стал главным героем фильма. Камера француза запечатлела и момент сбора чемоданов, и прощания с друзьями и семьей, и многочисленные монологи Олега: о жизни, о любви, о работе, о причинах отъезда из России.
***
О том, что французский путешественник ищет помощников для съемки фильма, друзья и коллеги Александр Богачук и Алексей Волков прочитали в газете «ЕЖ».
— Вообще-то газет я не читаю, — признается Алексей. — Но это, кажется, была судьба. Помню, нужно было срочно подписать какие-то бумажки в главном корпусе ТПУ, машинально схватил со стойки газету. И вдруг наткнулся на фотографию человека с камерой. Естественно, у меня возник профессиональный интерес.
В марте 2008-го Александр и Алексей купили профессиональное оборудование и зарегистрировали свое частное предприятие — видеостудию «Интрофильм». Их маленький бизнес пока не встал на широкую ногу — развернуться мешает учеба. Оба — студенты института международных отношений ТПУ. Над решением бескорыстно помочь Фабрису они долго не раздумывали. Узнали в редакции номер Фабриса и тут же написали SMS: «Привет, Фабрис, мы хотим тебе помочь. Давай встретимся».
***
Фабрис до сих пор с широкой улыбкой припоминает эту историю. Ведь в эсэмэске ребята не написали ни о том, кто они, ни о том, чем могут ему помочь. Но француз, тем не менее, тут же согласился встретиться. А узнав, что у ребят своя продакшн-студия, и вовсе воодушевился.
— Поначалу, нам казалось, что у Фабриса нет никакого четкого плана съемок: его звали снимать томскую приключенческую игру «Дозор», и он шел снимать «Дозор», — продолжает Алексей. — Звали на посвящение студентов факультета журналистики, и он ехал туда. Рассказывали о томских музыкантах — и он отправлялся к ним.
— Все, что я делал, действительно было очень спонтанно — зависело от тех людей, которых я встречал, от вдохновения, — признается Фабрис.
С другой стороны, перед французским путешественником стояла цель: развеять стереотипы европейцев о Сибири.
— Во Франции до сих пор многие думают, что Сибирь — это край, где ходят медведи, а люди пьют водку, — говорит Фабрис. — Я до приезда в Томск полагал, что русские — очень холодные люди. Поэтому мне хотелось показать как можно больше интересных героев, событий, которые происходят здесь. Сделать так, чтобы у европейцев появился интерес увидеть Сибирь своими глазами.
***
Всего Фабрис и ребята из «Интрофильма» отсняли 15 часов видео. Из них смонтировано 1,5 часа итогового фильма. Подсчитать все время, потраченное на монтаж, ребята не берутся. Но признаются, что совмещать «интернациональную» деятельность с учебой и бизнесом было совсем не просто.
— С другой стороны, мы получили огромный опыт работы над полнометражным фильмом, — рассказывает Александр. — Да к тому же увидели чисто европейский подход к съемке. Например, Фабрис наотрез отказался использовать в фильме какие бы то ни было современные мелодии — боялся конфликтов, связанных с авторским правом. Поэтому вся музыка в фильме авторская — ее написал молодой томский музыкант Алексей Лермонтов.
И тоже безвозмездно. Удалось договориться о премьере фильма в джаз-кафе «Underground». И о показе в концертном зале ТГУ. Теперь Фабрис собирается отправить ленту сразу на несколько европейских фестивалей документального кино. Планирует устроить трансляцию по французскому телевидению.
***
Пять месяцев назад жизнерадостный француз приехал в Томск: только камера и безумная идея снять фильм о жизни сибирской молодежи. В минувшую субботу — вечер премьеры и полный зал друзей…
— Неужели, чтобы сделать из ничего большое дело, обязательно быть французом? — спрашиваю ребят из «Интрофильма».
— Все это время Фабрис пахал как лошадь, — вспоминает Алексей. — Ему постоянно приходилось преодолевать языковой барьер, ведь по-русски он не говорит. Но каждый день его глаза горели: он тут же находил несколько способов решения той или иной проблемы.
— При этом он не сомневался, а говорил: «Let’s do it!» («Давайте сделаем это!»), — улыбается Александр. — И делал. Нам кажется, что именно в этом — секрет успеха.
10 фактов о сибирской молодежи
Если Фабриса спросят, какие они, молодые люди из Сибири, он скажет:
— интересуются жизнью других стран;
— идеализируют Европу;
— простые;
— мечтательные;
— здесь красивые женщины;
— творческие;
— наивные;
— иногда застенчивые;
— неторопливые;
— недостаточно критичны.
В тему
Дикие, но симпатичные
Сибирь у Фабриса получилась все-таки странной. Здесь не разрешают видеосъемку в общежитиях. Под окнами домов валяются горы мусора. А в квартирах стоят холодильники «Минск—64», морозилку в которых не открыть без помощи ножа. Стиральные машинки здесь такие древние, что белье из них достают деревянными щипцами. Зато люди — душевные, гостеприимные. У одних есть мечта сделать эту страну лучше, у других — поскорей отсюда уехать в поисках лучшей доли. И то, и другое решение вызывают уважение.
Фабрис (маршрутка): «Единственное, к чему я так и не привык — маршрутки. В Томске — даже не думайте сесть на автобус в час-пик, или вас могут раздавить, как это было со мной. А когда очень холодно — через замерзшее стекло автобуса ничего не видно, и ты не знаешь, где твоя остановка. Хотя, зная русский, можно спросить окружающих. Правила таковы, что оплачивать проезд нужно непосредственно перед выходом. Если вы находитесь на задней площадке автобуса, вам следует передать расчет. Кроме того, нужно попросить, чтобы открыли заднюю дверь. И правильно! Обычно водитель открывает только переднюю. Я много раз видел, как люди кричат водителю: «Заднюю откройте!» Когда я спросил у моей знакомой, почему водитель не открывает заднюю дверь, она предположила: «Чтобы люди не вышли, не расплатившись». Позже я понял, что в час-пик сбежать вполне возможно».
Фабрис (вступление):
Впервые я побывал в Сибири на пути из Сингапура во Францию, и хотя я планировал провести в Томске лишь пять дней, вскоре я изменил свои планы, и остался здесь на три недели. Я всегда хотел оказаться в этом бескрайнем отчужденном месте, куда ссылали отбывать наказание осужденных. Не восток. Не запад. Русская душа — что-то совершенно отличное. Советские времена были далеко позади, и новое поколение начинало мечтать вновь.
Олег (ванна):
Я привык работать здесь, в ванной. Потому что в нашей квартире не так много места. Иногда мне нужно мое личное пространство. У нас совсем небольшая квартира — гостинка. Например, если я работаю ночью или рано утром, я мешаю жене. Поэтому я прихожу поработать сюда.
Олег:
Некоторые люди могут осудить меня за то, что я не патриотичен. Да, я не патриот. Я не патриот единственной страны, я хочу быть человеком мира. Я думаю, в этом будущее. Это объединяет людей, это открывает горизонты.
Первая и самая главная причина — я хочу путешествовать. Я хочу знакомиться с другими культурами, жить в них, учить языки. Я хочу использовать все возможности для этого.
Вторая причина — климат, это тоже немаловажно. Моя мечта — жить у моря, это настоящая сибирская мечта. Вот почему я переезжаю. Это очень важный день в моей жизни. Я ждал этого очень долго, много лет. Это начало новой жизни.