Школа граффити открылась в Томске на этой неделе. Это первое место за Уралом, где будут учить портить стены…
— Вот только не надо сравнивать обычные каракули на жилых домах с действительно красивыми рисунками! — парирует один из основателей школы Олег Шубин (Scout_one). — Большинство людей видят первое… А в Томске, между прочим, есть разрешенные для рисования места, и вот там можно делать реально красивые штуки.
Штуки//Кэпы*, баллоны, респираторы… Все это многие слушатели школы граффити видят впервые. Им от 12 до 17 лет, практически все начинают с нуля. Первое занятие — историческое…
— На каких принципах основывается граффити? Откуда оно пошло? Кто самые известные художники, и в каких стилях они работают? — перечисляет Олег Шубин. — Все это мы будем изучать на теоретических занятиях.
Будет и практика, на которой детей научат рисовать скетчи, работать с баллонами и в обязательно порядке — соблюдать правила техники безопасности. Основной акцент основатели школы хотят сделать на развитии творческих способностей своих учеников:
— Не нужно срисовывать какие-то объекты и копировать чей-то стиль. Надо использовать собственное воображение, — поясняет Олег Шубин.
Развивать фантазию будут на листах ДВП. Во время учебы ни одна стена не пострадает. Зато по ее окончании ребята хотят всем продемонстрировать свои способности, сделав что-нибудь полезное. Например, есть идея нарисовать сказочных героев в одном из детских домов Томска. Сейчас этот вопрос решается, идут поиски подходящей стены.
Стены//Олег Шубин уверен: если рисовать красивые вещи, вкладывать в свою работу не только душу, но и смысл, недовольных будет мало. Убедился он в этом на собственном опыте.
— Сам начинал лет 10 назад, в 6-м классе школы, — рассказывает Олег. — Писал на заборах «Rap cool», «Hip-hop»… Помню, народ тогда ругался. Оно и понятно: это — не граффити, это просто мазня. Сейчас, когда рисуешь что-нибудь глобальное, прохожие даже подбадривают: молодцы, мол, ребята, хорошо получается.
Противники настенного творчества сразу звонят в милицию:
– Забирали однажды в участок, — улыбается Шубин. — Заставили штраф платить и отпустили. Мы вернулись на место, где рисовали: а там опять патруль. «Давайте мы дорисуем, все равно забор испортили?» — «Нет!» На нет и суда нет.
Суд//Объяснить ученикам, что выбранный вид искусства трактуется законом как вандализм, это обязанность школы граффити, считает Олег Шубин. В плане занятий внимание этому уделяется дважды. Во внеурочное время ответственность за детей несут родители, во время учебы постараются сделать все, чтобы желания испортить забор у ребятишек не возникало:
— Зачем платить штрафы, если на эти деньги можно купить баллоны и порисовать в легальном месте? — недоумевает Олег Шубин. — В Томске есть такие места, где рисовать разрешено. О них мы также расскажем в нашей школе.
Школа//Всему, что связано с граффити, Олег Шубин учился самостоятельно. Смотрел на работы опытных райтеров*, тренировался… Теперь за его плечами десятки работ, в том числе и коммерческих, сделанных для молодежных магазинов и клубов Томска.
Идея открыть школу появилась еще в прошлом году. Не хватало смелости…
— А на деле оказалось, что это как рисунок граффити, который надо собрать из нескольких элементов: сначала кажется, что это непросто, а начинаешь рисовать, и все получается, — улыбается Олег.
Услуга получилась востребованной. На объявления, развешанные в томских школах, сразу откликнулось более десяти человек. Не смутила даже цена: месячный курс стоит 2,4 тыс. рублей. В эту сумму входит и краска, и все необходимые элементы безопасности — например, респираторы.
— На мой взгляд, эта школа — один из способов если не сделать стены чище, то убрать с них всякую мазню, — считает Олег Шубин. — На своем опыте знаю: если человек хочет рисовать на стенах, он будет это делать. Другое дело, как — писать «Rap cool» или создавать реально красивые штуки.
* Кэпы — насадки на баллончик для распыления краски. Бывают тонкие (skinny) для рисования контуров, широкие (fat) для равномерной заливки больших поверхностей и каллиграфические для прописных шрифтов.
* Райтер — художник, работающий в стиле граффити.
Ежу понятно
Рисование граффити на зданиях и сооружениях без разрешения владельцев этих объектов трактуется в уголовном праве многих стран как вандализм. В некоторых странах на устранение рисунков и отлов уличных художников тратятся миллионы. В управлении полиции Нью-Йорка есть специальный отдел по борьбе с граффити, в Германии за чистотой стен следят с вертолетов, оснащенных приборами ночного видения. В России за «настенную живопись» грозит штраф, предусмотренный Кодексом административных правонарушений.