Street face

Корреспондент «ЕЖа» два часа пел для прохожих, чтобы понять: быть стритером — целое искусство

Шагать по проспекту Ленина в солнечный теплый день — занятие не из легких, с завидным постоянством натыкаешься на шапку и просьбу кинуть монетку начинающим музыкантам. Звуки старенькой гитары в дуэте с плохим или хорошим, но обязательно громким голосом. На асфальте — чехол от той же гитары, в котором горстка монет играючи поблескивает на солнце.

Кто-то их просто не любит, кто-то открыто ненавидит, кто-то не перестает восхищаться. Прохожие часто называют их попрошайками, слушатели — уличными музыкантами, сами же они гордо именуют себя стритерами (от англ. «street» — «улица») — не московские уличные оркестры, но громко и задорно. Издаваемые звуки действительно мало напоминают оркестровые. Но стрит сегодня — уже целая субкультура, которая притягивает все больше и больше молодежи.

Что за тип?

Уличные музыканты делятся на несколько типов. Первые — это те, кто, в лучшем случае, выучил четыре аккорда, знают десяток песен и стараются заработать на баночку пива. Вторые играют исключительно для души и, если кому-то угодно, с радостью и совершенно безвозмездно исполнят песню, если такую будут знать. Третьи играют для души, но не прочь и подзаработать. Четвертые живут тем, что зарабатывает на улице.

Последних в Томске немного. В основном преобладает первый тип. Собирается компания студентов, берет гитару, чаще всего даже не настроенную, шапку для мелочи и отправляются на час-два «на работу». К такой компании относились и мы.

Червонец за тихий вокал

Суббота. На улице +15 °С. Двое сокурсников договариваются идти вечером на стрит. Зовут меня: «Нужен еще один гитарист». Отказываюсь: как-то попробовал — не понравилось, стыдно было. Но вечером почему-то иду. Выбрали Лагерный сад — на Ленина в это время обычно все места заняты другими стритерами. А в Лагерном никого и много свадеб. Какая-нибудь веселая компания обязательно расщедрится за песенку про любовь.

Минут десять ищем место и в итоге садимся на голый бордюр. Долго не решаемся начать. Но жажда денег берет верх, и мы завываем первую песню. Начало не особо заладилось. Но червонец мелочью удалось заработать.

— Вокал у вас тихий, — говорит проходящая мимо девушка.

Шапочное искусство

Прибыль уличных музыкантов зависит от многих факторов — место, время года и суток, настроение прохожих. Зимой много не заработаешь — слушателей на морозе мало. И темнеет быстро. А если у прохожего за плечами не самый удачный день (машину разбил, нагоняй от начальства получил), то уличные музыканты не только денег не получат, но могут и чего лишнего в свой адрес услышать. Порой граждане даже вызывают милицию.

Еще много зависит от аскера (от англ. «ask» — «просить»), который, как правило, сопровождает уличного музыканта. Аскеров часто называет шапочниками. И справедливо называют: большинство шапочников просто пристают к прохожим и клянчат деньги. Но бывают и более творческие аскеры с разнообразным подходом к прохожим.

— Собираем деньги на озеленение Марса!

— Помогите выплатить ипотеку, каждый уже по почке продал!

— Введен новый налог на красоту. Все красивые девушки обязаны его оплатить. А так как вы красивые, то будьте добры!

Парням нравится шутка про закрытие реалити-шоу «Дом-2», мужчинам — про улучшение стабилизационного фонда России. У женщин и пожилых людей аскеры стараются денег не просить.

Профи Стас

Примерно через час подходит парень. Брюки, белая рубашка, за плечом гитара. Смотрит на нас и улыбается.

— За две гитары всегда больше дают, — говорит, наконец, и ловко расчехляет свою «старушку».

— Что играть будем? — спрашиваю.

— Сейчас придумаем, — отвечает парень и начинает перебирать струны.

Перед нами профессионал.

— Как тебя зовут? — спрашиваем мы практически хором.

— Стас. Я часто здесь играю — для себя, для души… Только раз играл ради денег. Нас было трое и нужно было купить три билета до Казахстана. С собой было две гитары, и мы с другом начали играть — у обоих стаж был по 15 лет.

Пятнадцать! Вот это срок! И возраст…

— Через два часа у нас были билеты, — заканчивает Стас свою историю. — А до города, куда мы ехали, билет стоил 1 200.

Мы невольно подсчитываем: 4 тысячи за два часа!

— В основном давали за Дидюлю, — Стас снова играет что-то — нам, дилетантам, увы, неведомое…

Снимаю шкуру

В шкуре уличного музыканта я провел два часа. И, несмотря на неплохой заработок, решил: больше эту шкуру примерять не хочу. Ведь стритером быть — это целое искусство.

 

Если запланированное музыкантом место оказывается уже занятым, ему приходится искать другое. Таково негласное правило: кто не успел, тот опоздал; кто успел, тот и съел. Хотя, в нашем случае, скорее выпил.

 

При виде милиции уличные музыканты быстро прячут емкость с деньгами и зачехляют гитару. Если не успевают этого сделать — приходится иметь дела с правоохранительными органами. Если задержанным есть 18 лет, то им нечего бояться. Ведь попрошайничества в кодексе сейчас нет. А на хулиганство стрит не похож. Поэтому чаще всего уличных музыкантов просто отпускают. Впрочем, при большом желании милиционеры могут найти повод для символического административного штрафа.

Антон ПЛЕХОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + шестнадцать =