Печальный урожай длительных праздников оказался меньше, чем ожидали
Опасения по поводу того, что грянувшие под Новый год морозы в нашей области натворят много бед, к счастью, не оправдались. Да, были обморожения подгулявших граждан, были три случая со смертельным исходом – два человека замерзли после совместного распития спиртного в дачном домике без отопления в Калтае, еще один человек замерз в Колпашеве. Но массового поступления пострадавших от переохлаждения в больницы не наблюдалось. Напротив, медики отмечают относительно низкий уровень морозного травматизма томичей. Как взрослых, так и маленьких. То же самое касается и чрезвычайных происшествий – по сравнению с предыдущими годами их было мало.
С ушами, но без пальцев
По сообщению главного врача Томской городской больницы скорой помощи Анатолия Аксенова, за 12 праздничных дней к ним поступило 39 травмированных граждан, из них только двое – с обморожениями.
— Новый год и Рождество прошли на удивление спокойно, — говорит Анатолий Леонтьевич. – Вопреки опасениям, мороз сыграл на руку врачам: люди, видимо, просто боялись выходить на улицу. Отсюда такой низкий показатель травматизма.
Солидарен с коллегой главный врач детской больницы на улице Олега Кошевого Николай Морозов:
— В каникулы к нам в среднем за сутки обращались 14 человек — это примерно в четыре раза меньше, чем в обычные дни. В основном шли с мелкими бытовыми травмами. И только один пацан обморозил уши, но наши специалисты помогли бедолаге, спасли ему уши. В отличие от прежних лет, когда были и обгоревшие в пожаре, и обмороженные, в этом году не случилось ничего страшного. Наверное, положительно повлияли на ситуацию холода: ребятишки сидели дома.
В межвузовской больнице, по словам главврача Виталия Грахова, тоже обошлось без ЧП. По скорой больница не работает, но и в обычном режиме никто из студентов не обращался по каким-либо экстраординарным поводам. Союзником врачей, по мнению Виталия Грахова, тоже оказался мороз.
Несколько иная ситуация в Тимирязевской ЦРБ – сегодня там лежат десять обмороженных пациентов и семь с острым алкогольным панкреатитом, проще говоря, с последствиями отравления.
— У всех обмороженных примерно одинаковая история, — рассказывает заведующий хирургическим отделением ЦРБ Игорь Цой. – Выпил без меры, вышел на улицу, упал, потерял ботинки, уснул в сугробе… Лишь один умудрился обморозить ноги дома. Перед этим у мужика был перелом руки, но он не обращался в больницу, а в Новый год сидел дома, не топил печь и в итоге довел ноги до такого состояния, что в ближайшее время потеряет две стопы.
Ампутация пальцев, кистей, стоп идет в ЦРБ как на конвейере: начиная с Нового года прошла уже не одна, на нынешней неделе предстоят еще две, на следующей – тоже две. Привычное дело. И хотя почти все пострадавшие – асоциальные граждане, сами себя загнавшие в беду из-за чрезмерного пристрастия к алкоголю, хирурги им сочувствуют: все-таки мужчины в трудоспособном возрасте, могли бы работать, а после ампутации какие из них работники?
И все же, несмотря на кажущийся высоким урожай «отморозков» (так в профессиональном медицинском сленге называют людей, получивших обморожения), ситуация для Тимирязевской районной больницы типичная: в новогодние праздники сюда всегда поступает примерно одинаковое число пострадавших от мороза – не менее десяти. А в «рекордные» годы это число удваивается. Причем, что удивительно, количество пострадавших не зависит напрямую от уличных градусов. Наоборот, зависимость здесь обратно пропорциональная – чем холоднее, тем меньше. Например, встреча относительно теплого 1998-го принесла настоящий шквал «отморозков». А в нынешние очень холодные новогодние праздники именно стужа позволила сохранить число обмороженных на среднестатистическом уровне. Не в обиду пострадавшим – их-то в любом случае жаль, — можно сказать: не было бы счастья, да мороз помог.
Газ, огонь и котлы
Значительно меньше, чем в прошлом году, и чрезвычайных происшествий. Об этом говорилось шестого января на заседании совета безопасности Томской области, где подводились предварительные итоги новогодних праздников. Однако, по словам губернатора Виктора Кресса, это не повод расслабляться, а основание серьезно подумать над причинами каждого ЧП. Так, халатность в обращении с газовым отоплением привела к страшной трагедии, в которой погибла семья из Парабельского района. В качестве основной причины произошедшего спасатели называют то, что хозяин дома примотал аварийную кнопку отключения газовых котлов изолентой, тем самым обеспечив постоянную подачу тепла. Но утечка газа продолжалась. В результате отравления угарным газом погибли 41-летний хозяин дома, его 60-летняя мать, 30-летняя жена, 10-летняя дочь. По счастливой случайности смерти избежал полуторагодовалый сын: он был закрыт в детской комнате, куда газ не смог просочиться.
— Это не первый случай в Парабели, надо внимательно разобраться, что случилось, и довести информацию о причинах происшествия до всех пользователей газовых котлов, — такое резюме сделал губернатор.
Три человека погибли в пожаре, два из них, социально неблагополучные, в Томске, в квартире по улице Розы Люксембург.
В ЖКХ ситуация в целом была стабильной. Серьезных сбоев в работе не произошло, случаев размораживания системы отопления — тоже. «Размороженная батарея в Сибири – хуже бомбы террориста, — заметил Виктор Кресс. – Не было еще ни одного Нового года, чтобы по окончании школьных каникул в какой-нибудь школе не лопнули батареи. Посмотрим, что будет в этом году». Сейчас уже можно констатировать, что в «этом году» обошлось.
Напуганные «Хромой лошадью»
Памятуя о многочисленных жертвах трагедии, разыгравшейся в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», противопожарные службы и службы общественной безопасности Томской области проводили в местах массового скопления людей регулярные проверки. Инспектировались ночные клубы, кафе и рестораны. На особом контроле находился театр «Версия», в котором, несмотря на приостановление его деятельности на 90 дней, по слухам, продолжались массовые мероприятия. Виктор Кресс распорядился разобраться и, если это подтвердится, «наказать, чтобы другим неповадно было не исполнять решения суда».
Губернатор также поручил продумать меры по информированию людей в местах массовых зрелищных мероприятий о путях и способах пожарной эвакуации. «Почему в самолете для 150 человек показывают, где находятся запасные выходы, а в зале, где 1000 мест, этого не делают?» – задал риторический вопрос губернатор. Кроме того, он распорядился информировать его лично о случаях «административной поддержки» закрытых ночных клубов, кафе и ресторанов.
Подводя итоги совета безопасности Томской области, Виктор Кресс отмел все ссылки на «аномально низкие температуры»:
— Мы живем в Сибири. У нас нормальная сибирская погода. Под нее должно быть заточено и ЖКХ, и медицина, и остальные жизнеобеспечивающие службы. Главная наша цель – сохранить жизни людей.
Власть и соответствующие службы не подкачали: длительные праздники в области прошли с минимальными потерями. И даже мороз, от которого ждали много неприятностей, оказался не так страшен, как его малевали.