Все равно мы пить не бросим?

Почему алкоголики не хотят излечиваться от своего недуга

Антиалкогольная концепция, утвержденная правительством на прошлой неделе, не предполагает решения проблемы методом кавалерийского наскока. Судя по всему, наверху понимают: бросить пить в один день для россиян нереально. Поэтому на то, чтобы сократить потребление спиртного в два раза, гражданам России дают целое десятилетие.

«Завязывать» будем постепенно

Концепция включает в себя два многолетних этапа. На первых порах (с 2010 до 2013 года) планируется снизить уровень потребления алкоголя на душу населения на 15 процентов. В пересчете на литры – с 18 до 15 на одного человека. Правда, непонятно, как должны вести себя те граждане, которые этого количества не осиливают.

На втором этапе планируется полная ликвидация нелегального алкогольного рынка. В это же самое время, согласно задумке разработчиков концепции, россияне должны существенно поумерить свои аппетиты и снизить потребление спиртного на 55 процентов. Проще говоря, к 2020 году каждый уважающий себя человек должен выпивать не более 5-8 литров спирта за год.

Этих показателей российское руководство планирует достичь за счет реализации пакета мер, включающего, в частности, запрет на скрытую рекламу алкоголя, введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения в сфере его производства и оборота.

Кроме этого, государство намеревается реализовывать социальные программы по формированию традиций здорового образа жизни, привлекать граждан к занятиям спортом и физической культурой, а также принимать меры по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем.

Под особым контролем правительства будут теперь и многочисленные пивные фестивали, проведение которых собираются существенно ограничить, а может и вовсе запретить.

Однако прибегать к советским карательным мерам и возвращать из небытия лечебно-трудовые профилактории, как это предлагает главный санитарный врач Геннадий Онищенко, государство не планирует. Их роль будут выполнять новые реабилитационные и психологические центры. Дело за «малым» — убедить алкоголиков воспользоваться этой помощью.

 

Пьяному живется проще

Для того чтобы победить массовое пьянство и деградацию, нужно прежде всего искоренить причины, подталкивающие человека к бутылке.

— Первичное желание употребления спиртного (когда речь еще не идет о заболевании) возникает из стремления уйти от проблемы, — объясняет заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии СибГМУ профессор Петр Балашов. — Причем совершенно неважно, какого плана эти проблемы: в любви, на работе, с родственниками и т. д. Главное, что спиртное в данном случае позволяет изменить сознание и легко разрешить конфликтную ситуацию наркологическим способом.

Но когда человек трезвеет, он осознает, что проблема никуда не исчезла. Снова выпил – стало легче, получается, главное – не протрезветь. Пьяному жить проще…

— Нередко люди используют алкоголь для того чтобы заполнить жизненную пустоту либо избавиться от разочарования в себе, – продолжает Петр Прокопьевич. — Вообще, болезненное стремление к «яду» почти во всех случаях вырастает из некоторой дисгармонии личности, из невозможности осуществить желаемое. Разлад между стремлением и достижением, честолюбием и способностями, осознание невозможности преодоления трудностей и неудач – вот то, из чего возникает потребность в наркотическом средстве. Плюс ко всему не нужно забывать о том, что у некоторых людей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму.

— Петр Прокопьевич, на ваш взгляд, меры, изложенные в антиалкогольной концепции правительства, действительно способны привести к успеху?

— Мне сложно судить об этом, я не видел полную версию документа. Но если говорить, к примеру, о таких мерах, как сокращение рекламы алкоголя в фильмах и клипах, считаю, что этого недостаточно. Нужно снимать антирекламу, то есть показывать, что происходит с человеком через пять-десять лет регулярного пьянства. Думаю, на многих это подействует гораздо серьезнее, чем лозунги.

Что касается повышения цен на алкоголь, это, безусловно, поможет пополнить бюджет, но не отвратит людей от спиртного. Человек, желающий почувствовать опьянение, всегда найдет что выпить. Не хватило денег на водку, купит спирт или какую-нибудь «бормотуху».

— Могу добавить, что россиян намного сложнее замотивировать на лечение, чем, к примеру, немцев, — говорит профессор Балашов. — Я бывал в Германии и убедился в том, что у них совсем другое сознание. Там врачи нажимают именно на совестливость и патриотизм. Они не говорят алкоголику: «Ты плохой и слабый». Его уверяют в том, что он хороший и незаменимый, и пока он пьет, едва ли не все государство находится в тупике, не развивается. И это действует!

Попробуйте использовать такие методы у нас. Бесполезно! В России многие люди живут с девизом: «Гори все синим пламенем!». Какое дело пьянице до государства или нации?

Вообще, быть алкоголиком в нашей стране не стыдно и даже удобно. Зачем противостоять жизненным невзгодам, если в России оправдывают слабых духом и жалеют их? Исходя из этого, многие алкоголики попросту не хотят избавляться от своего недуга. Вот это действительно проблема. Тому, кто придумает, как ее решить, можно смело орден давать: «За заслуги перед Отечеством».

Из первых уст 

Дмитрий Медведев на совещании, посвященном мерам по снижению потребления алкоголя в России, август 2009 года:

 — Если говорить откровенно, алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия. Напомню, что, по данным Минздравсоцразвития, в России на каждого человека, включая младенцев, сегодня приходится около 18 литров чистого алкоголя, потребляемого в год. Сами можете пересчитать это в количество бутылок водки – дух захватывает!

Цифры говорят

По данным Минздравсоцразвития РФ, в структуре продаж алкогольной продукции почти 80 процентов приходится на пиво, 13,2 процента – на водку и ликероводочные изделия, 6,4 – на вино и 0,6 процента – на коньяк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 14 =