После долгих праздников в томских ломбардах выстроились очереди. А куда еще пойдешь: банки за полчаса кредит не выдадут, знакомые сами на мели…
И встает «Заря»…
Часы «Заря» мне достались от бабушки: потертое стекло, стилизованный под золото браслет и толстенький корпус 583-й пробы.
– А сколько за них дадите? – протягиваю наследство в окошко ломбарда.
Просят снять браслет, который к ценностям отношения не имеет.
– Часы «Заря», прямоугольный корпус, выпуклое стекло. Общий вес – 9 граммов, – отмечает оценщица и, сверяясь с таблицей на стене, продолжает: – За вычетом стекла и механизма – 5 граммов. Один грамм золота 583-й пробы мы оцениваем в 400 рублей. Если при взвешивании все подтвердится, могу выдать на руки 1 850 рублей.
Заем в ломбарде обещают предоставить на две недели под 1% в день.
– Это значит, что каждый день к занятой сумме будет прибавляться 18,5 рубля, – любезно поясняет оценщица. – По итогам вы будете должны нам 2 248 рублей.
В случае если в срок деньги вернуть не получится, заем можно продлить. Если я, получив деньги, в ломбарде снова не появлюсь, часы будут ждать меня еще два месяца. Все это время будут капать проценты. Забрать бабушкину «Зарю» я смогу, только расплатившись с ломбардом. Если по истечении двух месяцев деньги не принесу – часы пойдут с молотка.
– Изделия мы сдаем в скупку по цене лома цветных металлов, – поясняет оценщица.
Но такой сценарий она предпочитает не рассматривать, вместо этого советует:
– Постоянным клиентам я рекомендую возвращать займы частями. Появилось 500 рублей – принеси. Мы вычтем эту сумму из основного долга, значит, и процент уменьшится.
Что почем
Предложение этого ломбарда не самое выгодное на томском рынке. Цена на золото варьируется от 300 до 550 рублей за грамм (в зависимости от пробы и категории). А процентные ставки – от 0,4 до 1,5% в день. В установке цены на золото и величины процентных ставок законодательство предоставляет ломбардам полную свободу.
– С началом кризиса и появлением большого количества конкурентов мы, чтобы сохранить старых клиентов, повысили сумму реально выдаваемых денежных средств за предмет залога. К примеру, за грамм золота 585-й пробы даем 550 рублей, – рассказывает директор крупной сети томских ломбардов Вадим Андросов, – а процентные ставки снизили до 0,4% в день в зависимости от величины залога.
По такой высокой цене золото принимают не для того, чтобы продать в случае невыкупа, а для того, чтобы удовлетворенный клиент вернул деньги в срок. А спустя некоторое время – пришел снова. Все владельцы ломбардов сходятся в показаниях: до 95% заложенных изделий клиенты выкупают.
– Если человек оставляет в залог хорошее изделие с драгоценными камнями, не выкупать его крайне невыгодно, – объясняет хозяйка одного из томских ломбардов Татьяна. – В залоговую стоимость изделия не входят, например, драгоценные камни. За бриллиантовые сережки вы получите в ломбарде совсем небольшую сумму – по весу золота.
Самим владельцам ломбардов невыкупы невыгодны. Их доход – прежде всего проценты.
Нам коллектор нипочем
Вадим Андросов, создатель первого в Томске ломбарда, поясняет: рост популярности ломбардов заметен во всем мире. Этому, по его мнению, есть несколько причин. Основная – получить кредит в банке сейчас непросто.
– Нередко клиенты приходят в ломбард для того, чтобы погасить заем перед банком, – поясняет Андросов. – При этом жалуются на некорректное поведение банковских представителей: прессинг судебных приставов, коллекторов.
Банкиров можно понять – потребительский бум закончился массовыми невозвратами кредитов. Ломбарды же от таких убытков застрахованы – ведь выдают они только обеспеченные кредиты.
– Да, проценты получаются выше банковских, – говорит постоянная клиентка ломбарда Ирина. – Но зато я знаю, что в случае невозврата ко мне никто не придет описывать имущество, не будет шантажировать по телефону. В самом крайнем случае я просто лишусь своей вещи.
Не теряйте бдительности
От услуг ломбарда можно и пострадать. В пробирной инспекции констатируют: с кризисом количество вновь учреждаемых ломбардов увеличилось примерно на 7%. Здесь обязаны ставить на учет всех, кто предоставит необходимый пакет документов. Но сотрудники инспекции отмечают – в расчете на быструю прибыль в ломбардный бизнес приходит все больше случайных людей. Долго ли их предприятия продержатся на плаву – неизвестно. Вопрос о том, не пойдут ли они ко дну вместе с полученными залогами, тоже остается открытым.
– В каждом ломбарде должен быть оформлен уголок потребителя. На информационном стенде владельцы кредитного учреждения обязаны разместить копию свидетельства о постановке на пробирный учет, правила приема вещей в ломбард, образцы залоговых билетов и таблицу со своими расценками. Если документы не обнаружились – такой ломбард лучше обходить стороной.
Ломбард или банк?
Заем в ломбарде в принципе похож на потребительский кредит в банке, но есть и важные различия. Список плюсов и минусов ломбарда поможет сделать выбор.
+ кредит вы получите очень быстро – через несколько минут;
+ ни поручителей, ни документов (кроме паспорта) не требуется;
+ не нужно заполнять сложные формы;
+ можно получить кредит на очень маленькую сумму и очень короткий срок;
+ нет санкций за досрочное погашение кредита;
+ ломбард обеспечивает надежное хранение принятых в залог вещей, и им можно пользоваться как аналогом сейфовой ячейки в банке.
— ювелирные украшения чаще всего принимают по цене лома;
— получить кредит на большую сумму практически невозможно;
— высоки процентные ставки;
— нельзя получить долгосрочный кредит.
Таким образом, ломбардный заем хоть и не может заменить в полной мере банковский кредит, но в некоторых случаях может оказаться более удобной и дешевой альтернативой. Отдельная новостюшка
Занимать – это привычка
Часто люди, получая вполне приличные деньги, за несколько дней до зарплаты вынуждены звонить родственникам, друзьям и знакомым с просьбой «перехватить до получки» рублей 500. Неужели для финансового благополучия им не хватает именно 500 рублей?
Конечно же нет. Одна американская компания, занимающаяся маркетинговыми исследованиями, провела исследование: всем работникам в один из месяцев увеличили зарплату на 100 долларов (именно такую сумму, согласно статистике, чаще всего одалживают американцы). Но это практически не изменило привычный ход событий: в конце последней недели почти 90 процентов работников, которые до прибавки к жалованью имели привычку одалживать деньги, вновь обратились к своим близким с просьбой занять «до зарплаты».
Чтобы убедиться в чистоте эксперимента, в следующем месяце от зарплаты не стали отнимать экспериментальную сотню. Но число привыкших «перехватывать» не сократилось — напротив, к своей привычке вернулись еще 9% работников, и общее число тех, кому не хватило, составило 99% от прежнего.
Когда же на третий месяц зарплаты вновь вернулись к своему первоначальному виду – без лишней сотни, — работники не стали просить в долг больше — все ту же сотню долларов!