Кап да кап

Материалом для творчества художнику служат коряги

Кап – шишковатый нарост на стволе, ветвях или корнях березы. С точки зрения природы – что-то вроде бородавки или опухоли на теле дерева. Но проницательный глаз художника видит в этом уродстве красоту, а его умелые руки превращают древесные корявости в удивительно симпатичные вещи – вазы, чаши, панно…

Суета сует

В библиотеке, что находится в Академгородке, открылась первая персональная выставка Василия Степанова. Резьбой по дереву и корнепластикой он занимается уже больше двадцати лет. За это время создал около ста художественных изделий. Часть из них продал в 1990-е, когда семья почти бедствовала, часть раздарил родным и друзьям. Те предметы, что сохранились в домашней коллекции, и составили экспозицию под названием «Чудеса леса». – Василий – человек очень скромный, – рассказывает его супруга Елена Николаевна. – Я с огромным трудом уговорила его показать свои работы людям. Выставку он воспринимает как суету сует, ему проще сидеть и тихо, терпеливо вырезать свои деревяшки. Но я уверена: его творчество заслуживает внимания зрителей.

На охоту – за экспонатами

Степанов часто вместе с охотниками бывает в лесу. Но дичь не выслеживает, не ловит и не отстреливает. Зато порой в восторге замирает перед корявым деревом, мимо которого равнодушно проходят другие участники похода. Или бесстрашно забирается на раскидистую березу, чтобы срезать необычного вида кап. Такие чудачества вызывают у товарищей улыбку и шутки, но Василия Николаевича они ничуть не смущают. Из походов он неизменно возвращается с рюкзаком, набитым под завязку. – Бывает, прихотливо изогнутая ветка сразу навевает мне образ лешего, русалки или дракона. Остается только немного доработать его резаком и шлифовкой, – рассказывает он. – А иной раз долго кручу-верчу в руках кап и ничего не могу придумать. А когда начинаю обдирать с него кору, вдруг появляется лик какого-то таинственного существа: глаз со зрачком, нос с горбинкой, насмешливый рот. Все-таки самый неожиданный художник – сама природа… Василий пробовал вырезать изделия из кедра и сосны, но больше всего ему нравится работать с березой – ее древесина податлива, имеет приятный золотистый цвет и интересный рисунок. А не так давно художник воплотил свои творческие фантазии в другом материале. Когда облагораживали Университетскую рощу, спилили много старых черемух. Василий подобрал несколько бревнышек и выточил из них совершенно оригинальные чаши, блюда и ложки.

Не поделки, а философия

– Василий обладает незаурядной художественной интуицией и тонким мастерством, – считает Людмила Аркадьева, посетитель выставки. – Отдельные заготовки я видела еще до того, как к ним прикоснулась рука мастера. И даже представить не могла, что из неприглядной коряги с какими-то выпуклостями и изгибами он сможет вырезать пленительную женскую фигурку, а из обычного брусочка – прелестного лебедя. Вообще, все его образы очень романтичные и поэтичные. – А мне импонирует то, что Василий лишен сухого прагматизма и честолюбия: он не стремится зарабатывать деньги, тиражируя свои изделия, не рвется как можно чаще устраивать выставки, ища признания, – говорит путешественник Евгений Ковалевский, который дружит со многими талантливыми людьми Томска. – Возможно, пребывание на обочине художественной жизни помогает ему сохранить самобытность творчества. На мой взгляд, его деревянная скульптура – не просто красивые поделки, это и философское размышление, и признание природе в любви, и материализованная радость бытия.

Справка «ТВ»

Василий Степанов работает художником-таксидермистом в Зоологическом музее ТГУ. В 2009 году был удостоен премии университета за творческую деятельность в номинации «За высокие достижения в литературе и искусства».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 4 =