В апреле во всех школах Томской области в четвертых классах начнется преподавание нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который будет состоять из шести составных частей, или модулей: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы буддистской культуры, основы исламской культуры и основы светской этики. Родители имеют право выбирать – что будет изучать их ребенок. Как известно, городские и сельские школы уже подвели итоги предварительных опросов родителей на этот счет. Однако, как объяснили «ДД» в Департаменте общего образования Томской области, мамы и папы могут изменить свое решение и дать окончательный ответ в конце марта во время проведения итоговых опросов. Однако на протяжении всего эксперимента выбор остается открытым. Преподаватели отмечают: делая выбор, родители должны помнить о том, что курс носит исключительно культурологический, а не религиозный характер. То есть дети не будут читать священные тексты и молитвы, им не будут рассказывать о совершении обрядов и таинств и тем более принуждать к участию в них. Учителя подчеркивают, что изучение, в частности, основ православной культуры необходимо для того, чтобы сформировать в сознании ребенка цельную картину культуры отечества и актуальные представления о той среде, в которой он живет.
Только факты
- С 1989 года в нашем регионе эксперимент по преподаванию основ православной культуры успешно реализуется в МОУ «Поросинская СОШ Томского района», что является уникальным опытом на территории России.
- Объем курса ОРКСЭ – 34 часа. Школьники, обучающиеся в четвертых классах, начавшие изучать предмет в этом году, продолжат в первой четверти пятого класса.
- 25 февраля – 2 марта в Москве в Академии повышения квалификации работников образования будут подготовлены тридцать преподавателей-тренеров для реализации учебного курса ОРКСЭ в Томской области.
- 446 учителей-предметников пройдут подготовку к реализации курса ОРКСЭ на базе Томского областного института повышения квалификации работников образования с 10 по 18 марта.
- В марте школы Томской области получат учебники, необходимые для преподавания по каждому из шести модулей в рамках ОРКСЭ.
- В марте в соответствии с распоряжением Департамента общего образования Томской области должны быть определены экспериментальные школы, количество часов на введение ОРКСЭ и общий объем финансирования для реализации эксперимента.
Правовые основания для введения ОРКСЭ
- Федеральный закон «Об образовании».
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1578-р об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009–2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
- Приказ Департамента общего образования Томской области № 947 от 22.10.2009 «О проведении эксперимента по апробации на территории Томской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
- Распоряжение губернатора Томской области № 802-ра от 12.11.2009 «О проведении эксперимента по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» на территории Томской области».
Почему необходимо преподавать в школе основы православной культуры?
Школьники проголосовали ногами
Директор гимназии № 56 г. Томска Любовь Гунбина:
– Наша гимназия начала вводить элементы духовно-нравственного воспитания с 1992 года. К нам приходили студенты Томской духовной семинарии и проводили тематические встречи, дискуссии. Научным руководителем гимназии в этой работе выступила доктор педагогических наук, профессор Томского государственного университета Татьяна Костюкова. Самое главное в деле духовно-нравственного воспитания, в преподавании модуля «Основы православной культуры» и других – чтобы нашлись заинтересованные педагоги. Одним из первопроходцев в нашей гимназии в данном направлении была Наталья Владимировна Беккер. Затем интерес появился и у остальных коллег. Им хотелось самим познать неведомую ранее область – православную культуру. И это нашло живой отклик у детей, у родителей – сегодня многое делается при их живой поддержке и участии. Мы стали проводить праздники, затем разработали образовательную программу по духовно-нравственному воспитанию. Сегодня вся гимназия работает в этом ключе. И это совершенно искренне, от души, а не из-под палки. Отрадно, что программу духовно-нравственного воспитания используют в своей практике не только учителя-словесники, не только учителя начальных классов, но и преподаватели истории, информатики, математики. Мы поддерживаем это направление, потому что оно нужно и интересно, прежде всего детям и родителям. Когда шел опрос в классе о преподавании основ религиозной культуры и светской этики и, в частности, о модуле «Основы православной культуры», то порадовало, что большинство родителей, выбрали ОПК.
Я считаю, что духовно-нравственное воспитание для жизни души очень важно, это основа, фундамент всей жизни человека. Если у нас будет внутренний стержень, то мы успешно справимся со всеми нашими делами, будем достойными гражданами общества.
Прививка от бескультурья
Директор Поросинской СОШ Томского района Владимир Чириков, заслуженный учитель России, академик Академии творческой педагогики, член совета директоров школ ассоциации «Лучшая школа России», член ассоциации «Лучшая школа Томской области»:
– В нашей школе имеется существенный опыт духовно-нравственного воспитания. С 1991 года мы преподаем детям основы православной культуры, основы нравственности, духовно-нравственную культуру на протяжении всего периода обучения, то есть с первого по одиннадцатый класс, на факультативной основе. И практически все ребята посещают данные занятия. Обучение ведут специально подготовленные педагоги. Школа должна развиваться через нравственную систему координат и ОПК – это то, чего так не хватает современной российской школе, которая находится в тупиковой ситуации. Педагоги и ученики измучены бесконечными экспериментами, ЕГЭ, «Комплексным проектом модернизации образования», которые проводятся в бешеном алгоритме. В результате мы получаем перекосы в состоянии психики детей, озлобленность, неуравновешенность. То, что мы видим в сериале «Школа», – не за горами, все это реально нас ждет и надвигается с космической скоростью. Предмет ОПК помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Это мощная прививка от безнравственности, которая поглотила школьный мир. ОПК – это противоядие от бескультурья. Этот предмет даст ученику ответ на насущный вопрос: как существовать в агрессивном мире? Во всех мировых традиционных религиях, в частности в Православии, есть заповеди, нравственные нормы. Знакомство с традиционной духовной культурой расширяет кругозор. И именно эти знания помогут формирующейся личности в стрессовой ситуации, а не математика с единым госэкзаменом.
Родители должны осознать важность выбора
Педагог школы № 12 г. Томска Галина Карташова:
– Без преподавания основ православной культуры невозможно сформировать у школьников системное представление о культуре отечества. А без этого дети не смогут понять проблематику и глубину произведений русской классической литературы, ведь практически все великие писатели были укоренены в православной традиции. Факультативно мы проходили с детьми историю Ветхого и Нового Завета, основные вехи, и после этого они более осмысленно воспринимают литературные произведения, в которых говорится о духовных ценностях, и готовы к обсуждению. Если же школа не дает понимания основ христианской религии, ее места в жизни человечества и России, то как старшеклассники поймут, например, «Реквием» Анны Ахматовой, который обязателен для изучения? Как они поймут кульминационную сцену: Мария Магдалина у Креста Господня. Поймут ли они – что это за Жертва? Во многом выбор родителей зависит от того, как учитель проведет беседу о новом предмете, сумеет разъяснить его суть и важность для формирования в сознании ребенка цельной картины культуры отечества, нравственных идеалов и ориентиров. Родители должны понимать, какой важный выбор делают. К сожалению, многие учителя не разъяснили им, зачастую далеким от этих вопросов, суть и значимость курса, а попросили, практически не раздумывая, сказать «да» или «нет». Так делать нельзя. Ведь во введении основ православной культуры заинтересована именно школа. С одной стороны, в сознании детей будет сформировано цельное представление о культуре отечества, с другой – учителя-предметники смогут объяснить материал наиболее полно, опираясь на эти базовые знания.