Незрячие cтуденты забывают шрифт Брайля и осваивают Интернет
В Древнем Китае зрячим было запрещено заниматься массажем, чтобы не лишать слепых работы. И сейчас в Поднебесной есть институт, по окончании которого незрячим и слабовидящим дают врачебный диплом: в курс входят массаж, траволечение, иглоукалывание, дыхательная гимнастика, физические упражнения и лечение органами животных и рыб. В России до Великой Отечественной войны незрячих и слабовидящих начали учить массажу в Евпатории и Кисловодске. После перестройки Евпатория отошла Украине. Сегодня за Уралом инвалидов по зрению учат массажу только в Забайкалье и в Томске, в Томском медико-фармацевтическом колледже Росздравсоцразвития.
Непростое дело
Знакомство со студентами, изучающими сестринское дело для инвалидов по зрению (специальность «медицинская сестра по массажу»), предваряется встречей с преподавателем высшей категории Иваном Труновым. Это человек яркий, интеллигентный. Своих студентов он по-настоящему любит и может говорить о них бесконечно.
– Первую группу набрали в 1994 году по инициативе директора колледжа. Первым преподавателем массажа была Галия Рустамовна Коробкова. Она курировала эти группы до 2008 года. Студенты ее очень любили и называли мамой. Абитуриенты едут в Томск со всей Сибири, от Омска до Сахалина. Сейчас география немного сузилась, поскольку такое же отделение открыли в Забайкалье. На сегодня охватываем всю Западную Сибирь, – рассказывает Иван Алексеевич.
Незрячих и слабовидящих пытались учить массажу в Омске, но отделение вскоре закрыли – дело оказалось чересчур непростым и хлопотным. Недолго просуществовало подобное отделение и в Красноярске.
– Приезжают ведь взрослые люди, – поясняет Трунов, – кое-кому из наших студентов под пятьдесят лет и более. У нас учатся и выпускники университетов, и разнорабочие.
За последние два-три года число абитуриентов несколько снизилось. Возможно, это связано с демографической ситуацией и с упрощением поступления в вузы. Но не только…
– Болеют. Нередко у незрячих – масса сопутствующих заболеваний. Кроме того, для них нужно специально приспосабливать общежития: перила, выпуклые номера на кабинетах, оборудовать в комнатах уголки, в которых можно пользоваться электроплиткой или электрочайником.
Порой колледж становится для инвалидов по зрению своего рода школой жизни. Иван Алексеевич в качестве примера рассказал историю молодого человека, который не умел себя обслуживать, поскольку до начала учебы жил с матерью и бабушкой, которые делали за него всю бытовую работу. Студент не осилил самостоятельной жизни и был отправлен в Бийск, в центр переподготовки инвалидов по зрению, где незрячим и слабовидящим преподают навыки самостоятельной жизни и заодно учат ремесленным специальностям. Научившись справляться с домашними делами, молодой человек вновь штурмовал колледж, доучился, получил диплом и вполне успешно работает по специальности.
– Труднее всего тем, кто потерял зрение, – поясняет Трунов. – Они эмоционально лабильны. Вообще незрячие ранимы. А порой – что греха таить – злоупотребляют и алкоголем, пытаясь найти в нем утешение и облегчение. В особенности это касается потерявших зрение в сознательном возрасте, поскольку им приходится ломать весь свой жизненный уклад.
Интересный народ
– Но вообще наши студенты – очень интересный народ, – продолжает Иван Трунов. – Отличаются от обычных. За оценки бьются гораздо активнее. У большинства высокая мотивация к учебе, и они упорно овладевают профессией. Колледж выпускает в год до 60 медсестер, и на выпуск в последние годы по два-три красных диплома. Массажистов одна группа, от 14 до 18 человек. У них по шесть-семь красных дипломов. Причем не натянутых, а вполне заслуженных. По месту своего жительства незрячие в большинстве своем лишены общения друг с другом и с окружающими людьми. – В советские времена была видимость общества, – говорит Иван Александрович, – а сегодня нет целого общества. Сейчас инвалидов не прячут – окружающим просто нет до них дела. Богатые не хотят видеть ни нищих, ни калек. В колледже студенты объединяются в коллектив, общаются между собой и со зрячими студентами, и это, конечно, облегчает адаптацию. Они помогают друг другу. Нередко создаются семьи. Так, в одной группе учились муж с женой – Андрей и Наталья. И был у них сын Егорка. На начало обучения ему было года два-три. Когда не работал детский сад и мальчика не с кем было оставлять, родители брали его на занятия, так что Егор «учился» вместе со взрослыми. Ему специально для этого сшили маленький халатик, а в конце обучения подписали и выдали устаревший советский диплом без номера. Кстати, как и со всеми студентами, с незрячими иной раз случаются курьезные истории. Один парень поехал домой на каникулы и вернулся на три дня позже положенного. Причина опоздания оказалась весьма уважительной. У себя на лестничной площадке он встретил пьяного соседа, который вступил со студентом в конфликт. Незрячий схватил обидчика за руку, причем так схватил, что сломал ему кость. Сосед написал заявление в милицию, но там ему посоветовали народ не смешить и забрать бумагу: «Вы бы от него на шаг отступили, он бы и не нашел вас».
Инструменты всегда с тобой
Мы идем в одну из аудиторий, где занимаются третьекурсники – будущие массажисты. Здесь у каждого – своя история. Юля имеет диплом филфака НГУ, сейчас осваивает массаж. «В университете я получила образование, а здесь получаю профессию», – говорит она. Екатерина и Оксана пришли после двенадцати классов специальной школы. Девушки уверены, что, окончив колледж, займут вакансии, соответствующие их умениям и знаниям. У Сергея в колледже училась старшая сестра, затем она окончила педагогический университет и стала логопедом. Владимир до поступления работал монтажником в Новосибирске и сейчас думает, вернуться ему после получения диплома на прежнюю работу или попробовать начать карьеру по новой специальности.
За без малого полтора десятка лет преподаватели научились объяснять незрячим и слабовидящим не только приемы массажа (обычно для этого просто направляют руки!), но и такие непростые для любого студента, вне зависимости от силы его зрения, области знаний, как анатомия и хирургия. В этом помогают объемные атласы, рельефные наглядные пособия и умение найти подходящий словесный образ.
Скоро студентам предстоит волнующее событие – вторая в их жизни практика. В больницах врачи будут читать им диагнозы пациентов, а практиканты должны будут делать соответствующий массаж. В основном пациенты хорошо относятся к студентам, только пожилые люди иногда ворчат, говорят будущие медсестры и медбратья. Но обычно после первых процедур отношение к практикантам меняется в лучшую сторону.
И не удивительно – учащиеся постоянно тренируются друг на друге, для этого в общежитии отведена специальная комната. На каникулах проводят сеансы массажа для своих родных и друзей. В желающих стать «наглядным пособием» недостатка не бывает.
– Наша профессия очень востребована, – считает Екатерина. – Можно не только официально трудоустроиться, но и подрабатывать сколько угодно – инструменты всегда с тобой.
Студенческие увлечения
Оксана и Юля сидят на первой парте. У Оксаны – удивительно тонкие нежные пальцы. Когда говорит, она осторожно шевелит кистями рук. И сама тоненькая, нежная, прозрачная. Запоминающиеся детали внешности Юли – коричневые очки с прямоугольными стеклами и умное, немного ироничное выражение лица. Когда я спрашиваю у студентов, чем они интересуются, увлекаются, то девушки вызываются отвечать первыми.
– Мы с Юлей – лучшие подруги, – говорит Оксана. – Выступаем на посвящениях в студенты, поем лирические песни. Сейчас Диана Гурцкая потеряла популярность, но мне лично ее песни все равно нравятся. В свободное время книги читаем. Юля разбирается еще и в косметике.
– Стихи пописываем, – добавляет Юля. – Из музыки я люблю Уитни Хьюстон, Мэрайю Керри, Стиви Уандера – нашего товарища по несчастью.
Затем разговариваем с молодыми людьми. Олег, как выясняется, меломан: слушает суровую сибирскую музыку – Егора Летова, Янку Дягилеву. Знаком и с зарубежной готикой и блэком. В обсуждение музыкальных коллективов готовы включиться и девушки, которые, как выясняется, в этом вопросе тоже не лыком шиты. Преподаватели, кстати, слушают нас удивленно: оказывается, им были известны не все тайны студентов.
Из лабиринтов знакомых названий выбираемся при помощи Владимира, которому звуки электрогитары далеко не столь интересны, как равномерное урчание автомобильного мотора. А Сергей болеет за «Томь» – этим все сказано.
Молодежь уходит в Сеть
Последнее время Оксана и Юля увлеклись поиском музыки в Интернете. Выходят в сеть с мобильного телефона и качают что захотят.
– Хорошо было бы Интернет подключить к научным конференциям для подготовки к докладам, – рассуждает Юля. – В виртуальном пространстве можно найти очень многое. У нас сейчас ребята активно покупают модемы, ищут информацию с их помощью.
Особенно актуальными новые технологии становятся, если учесть, что шрифт Брайля сейчас уходит в прошлое. Во-первых, им не владеют люди, потерявшие зрение в более-менее зрелом возрасте. Во-вторых, брайлевские книги громоздки, неудобны в обращении, занимают много места (а квадратные метры в общежитии – ресурс дефицитный). Во-вторых, от частого чтения точки в книгах затираются. Так что будущее, по мнению студентов, за звуковым воспроизведением текстов, программами-читалками и звуковыми интерфейсами.
– У звука только один минус – люди перестают грамотно писать, – замечает Юля. – Я-то, конечно, грамотно пишу, но в целом…
– Юль, я тоже грамотно пишу, – вступает в разговор внимательно слушавшая однокашниц Екатерина. – Брайля, правда, скоро забуду.
Позже библиотекарь Елена Бурыхина рассказала, что студенты с нарушениями зрения – самые увлеченные читатели. Приходят не только за учебниками, но и за художественной литературой. Охотнее всего они берут аудиокниги (как на кассетах, так и на дисках). Те, у кого сохранилось остаточное зрение, разбирают тексты через лупу, используют укрупненный шрифт. Также студенты постоянно заказывают через колледж книги из томской библиотеки ВОС.
– Сейчас все больше появляется книг в электронном виде, но здесь есть проблема из-за авторских прав. Мы не можем держать в библиотеке больше двух экземпляров какого-либо диска, не можем его копировать. Для нас и для студентов это достаточно неудобно, – поясняет Елена Ивановна.
P.S. Профессиональная самореализация для незрячего приобретает особую важность. Человек воспринимает при помощи зрения до 80% информации об окружающем мире. Нехватка или полное отсутствие этих сведений частично компенсируются профессиональными знаниями и навыками. Именно поэтому будущие массажисты учатся старательнее прочих студентов. С другой стороны, наличие профессии позволяет инвалидам содержать себя, создавать семьи, жить полноценной жизнью.