Из двух «фамильных» специальностей Людмила Мусабаева выбрала медицину. И не пожалела
Официально
Людмила Ивановна Мусабаева – заведующая радиологическим отделением НИИ онкологии СО РАМН, доктор медицинских наук, профессор. В ее трудовой книжке две записи о приеме на работу: Казахский НИИ онкологии и радиологии (Алма-Ата) и НИИ онкологии СО РАМН (Томск). В томском НИИ трудится без малого тридцать лет. С именем Мусабаевой связана разработка нового для России метода лечения быстрыми нейтронами радиорезистентных опухолей. Она автор (и соавтор) восьми монографий, в том числе эксклюзивных для страны, пособия для врачей, более трехсот печатных работ. Обладатель 24 патентов РФ и авторских свидетельств на изобретения. Член диссертационных советов в НИИ онкологии и НИИ кардиологии по специальностям: онкология, лучевая диагностика и лучевая терапия. Награждена бронзовой медалью ВДНХ за участие в создании медико-биологического центра на циклотроне НИИ ЯФ при ТПУ. Подготовила 18 кандидатов и одного доктора медицинских наук, еще одна докторская диссертация готовится к защите.
Неофициально
Любимое место в Томске – Академгородок (лес, тишина, чистый воздух), где проживает со своей семьей: старшей дочерью, зятем, двумя внуками 17 и 15 лет.
Литературные пристрастия – Марина Цветаева, Саша Соколов, Джон Фаулз и любые новые имена и произведения, которые открывает сама для себя.
Музыкальные – от классики до джаза.
Кулинарные – блюда русской и казахской кухни.
«Основные научные направления возглавляемого Людмилой Мусабаевой отделения связаны с разработкой эффективных способов комбинированного и лучевого лечения злокачественных новообразований различных локализаций с применением нейтронной, нейтронно-фотонной терапии, а также интраоперационной лучевой терапии пучком быстрых электронов…» Скажите, читатель, какой образ руководителя радиологического отделения сложился у вас при знакомстве с этим малопонятным непосвященному человеку текстом? Этакого сухаря, зацикленного исключительно на науке? Строгого-престрогого дяденьки (почему-то кажется, что «фотоны» и «нейтроны» – удел ученых именно мужского пола)? Такой, да? Вот и автор данного материала, отправляясь на встречу в НИИ онкологии, рисовала себе подобный образ. Ну, разве что за исключением гендерной принадлежности, поскольку заранее знала, что отделение возглавляет женщина. Но – обязательно суперсерьезная женщина, с которой ни о чем, кроме науки, говорить невозможно. И что? Реальность абсолютно не совпала с ожиданием. Нас встретила доброжелательная, смешливая, какая-то очень домашняя дама. К тому же способная поддержать беседу на любую тему – от радиологии (что неудивительно) до литературы (что нетипично: все-таки не каждый день встретишь профессора – не филолога, пачками выписывающего по почте книжные новинки). Гармоничная женщина. Профессионально и личностно состоявшаяся. Имеющая полное право в свой юбилейный день рождения назвать себя счастливой.
Случайность, ставшая судьбой
Когда золотой медалистке Людмиле Козырновой пришло время поступать в вуз, она твердо знала в какой. Конечно, в медицинский. Желательно в московский, поскольку окончила школу в подмосковном городке Донском. Но Международный фестиваль молодежи и студентов, совпавший по времени с годом ее выпуска, исключал такую возможность: иногородних в столичные институты в 1957-м не принимали. Поехала в Горький, сдала экзамен на отлично и была зачислена в один из старейших медицинских вузов страны. Однако проучилась здесь недолго. Познакомилась со студентом строительного института Джигером Мусабаевым, вышла за него замуж и поехала вслед за ним во Фрунзе (Бишкек), а затем в его родной город Алма-Ату, где и завершила высшее образование. Так в семейном клане медиков появился еще один дипломированный специалист. Вообще-то у Козырновых-Мусабаевых превалировали две «фамильные» профессии – строитель и медик (бабушка, дедушка по линии матери Людмилы, муж, старшая дочь, зять – строители, свекор – первый заместитель министра здравоохранения Казахстана, свекровь – доцент кафедры детских инфекционных болезней, два брата Людмилы – врачи, младшая дочь тоже окончила медицинский институт). За почти полвека служения медицине Людмила Ивановна ни разу не пожалела о своем профессиональном выборе. А вот радиологом стала случайно.
– Пришла после окончания вуза в только что открывшийся Казахский НИИ онкологии и радиологии, директор посмотрел на меня, а во мне тогда было 44 килограмма веса, – рассказывает Людмила Ивановна, – вздохнул и говорит: «Вы такая худенькая, что хирургия вам недоступна. Гинекология тоже. Может, пойдете в экспериментальное отделение?» «Нет, – возразила я, – только в клинику!» Так и попала в радиологию. И очень благодарна судьбе за то, что она распорядилась именно таким образом.
– Чем же, Людмила Ивановна, вас привлекает ваша специализация?
– Тем, что через радиологическое отделение проходят больные с разными локализациями опухолей – от макушки до пятки, то есть мы наблюдаем и принимаем участие в лечении практически всей онкологии. Это очень интересно и заставляет постоянно пополнять знания. А я люблю работать и люблю учиться.
Полезный опыт
Людмила Мусабаева убеждена, что любой опыт не бывает лишним в жизни. Ну да, получила высшее образование с тремя географическими зигзагами – Горький, Фрунзе, Алма-Ата. Зато узнала, что такое настоящий Восток: Ферганская долина, хлопок, женщины в парандже, рынки с горами винограда, дынь, арбузов, работящий и приветливый народ. Для того чтобы самостоятельно общаться с больными на их родном языке, изучала казахский.
– В Казахстане краевая патология – рак пищевода, пациентов в нашем отделении было много. Я во время обхода присаживалась на кровать больного и интересовалась его самочувствием на казахском языке. Людям это очень нравилось.
Ну да, возникли проблемы в семейной жизни, но после расставания с мужем удалось сохранить замечательные отношения с его родителями, да и с ним тоже до его кончины от рака легких (курил всю свою короткую жизнь). Младшая дочь Алия ухаживала за отцом, когда он умирал. Людмила Ивановна, к тому времени уже томичка, навещала бывшего мужа, поддерживала его в тяжелой болезни. Добро, которое мы делаем другим, помогает нам самим оставаться людьми – таково жизненное кредо Людмилы Мусабаевой.
Ну а уж служебный опыт и вовсе оказался чрезвычайно полезным. Оборудованное современной аппаратурой радиологическое отделение республиканского НИИ онкологии и радиологии в Алма-Ате давало возможность и успешно лечить, и экспериментировать, и использовать новые методики облучения онкологических больных. К моменту переезда в Томск Людмила Мусабаева была специалистом высокого класса. Авторитетным, признанным и востребованным.
Томск в ее жизни
– Как-то иду с подругой по Алма-Ате, – рассказывает Людмила Ивановна, – грустная из-за семейных неурядиц. Она говорит: «А ты читала в «Медицинской газете», что открывается сибирский филиал Всесоюзного онкологического центра в Томске и там требуется радиолог?» Я загорелась, потому что для меня это было бы решение личных проблем. Отправила запрос и получила приглашение на собеседование. Прилетела. Зима. Мороз минус 35 градусов, все деревья в инее. Вел собеседование Борис Николаевич Зырянов, будущий директор, а тогда заместитель директора по науке. Я была уже кандидатом наук, имела 45 печатных работ. А меня устраивало, что пообещали квартиру: четырехкомнатную в Алма-Ате мы оставили. Свое обещание Борис Николаевич и директор института Анатолий Иванович Потапов выполнили: в Академгородке сдавался новый дом, и один подъезд был отдан сотрудникам Томского научного центра, в том числе и я получила с дочками трехкомнатную квартиру, в которой и сейчас живу.
Томск Людмиле Ивановне сразу понравился: красивый, тихий, интеллигентный город. Из окна квартиры открывалась панорама чудесного леса, через форточку можно было кормить белочек; вроде бы живешь в цивилизации и в то же время на природе – что еще надо? Но старшая дочь поначалу удивлялась: «Мама, куда ты нас привезла! Сплошные деревяшки!» А сегодня она, как и мать, стала патриотом Томска и называет его музеем под открытым небом.
Содружество: онкологи и физики
Онкологическое учреждение без радиологического корпуса, по словам Людмилы Мусабаевой – нонсенс. В создававшемся тридцать лет назад Томском НИИ онкологии его не было. Как не было и необходимой аппаратуры, за исключением старенького мединститутского бетатрона. Зато рядом располагались НИИ ядерной физики и НИИ интроскопии ТПУ, и это оказалось настоящим спасением для онкологов. Когда Людмила уезжала из Алма-Аты, ее учитель профессор Курт Жолкивер, известный радиолог, напутствовал: «Только когда ты начнешь самостоятельно работать, будет видно, на что ты способна». И добавил: «В Томске очень хорошие физики». Она благодарна судьбе за удачное соседство и плодотворное тридцатилетнее сотрудничество с политехниками. НИИ ЯФ и НИИ интроскопии ТПУ – это бункеры с полутораметровой толщиной стен, это циклотрон, бетатрон, линейный ускоритель и другая дорогостоящая техника, дающая возможность применять нейтронную, электронную терапию и терапию тормозным излучением. Что-то устанавливали вместе, что-то изначально было в научно-исследовательских институтах ТПУ, но в любом случае содружество физиков и онкологов оказалось очень плодотворным. В первую очередь, конечно же, для больных. Постепенно, кирпичик по кирпичику, практически с нуля Людмила Мусабаева, Валерий Лисин, медицинский физик, ныне доктор технических наук, профессор, и еще несколько энтузиастов создавали радиологическое отделение. Обрастали аппаратурой, осваивали новые методики лечения, активно занимались наукой. Сегодня это полноценное отделение, все сотрудники которого имеют степени либо кандидата, либо доктора наук. Недавно здесь получили немецкий аппарат для внутриполостного облучения и установили у себя в отделении. Планирование лучевой терапии, осуществляемое магистром физики Анной Минаковой, выпускницей кафедры прикладной физики ТПУ, теперь будет проходить на высоком профессиональном уровне.
– Сейчас мы находимся на пороге нового качественного витка в развитии, – утверждает Мусабаева. – Наших специалистов знают и ценят не только в России, но и за рубежом. В октябре 2009 года мы представляли презентацию своей работы «Нейтронная терапия злокачественных новообразований» в Кейптауне (ЮАР) на симпозиуме. В 2006–2009 годах в издательстве НТЛ при Сибирском ФТИ, сотрудничество с которым ведется уже давно, вышли книги «Интраоперационная электронная и дистанционная гамма-терапия злокачественных новообразований (под редакцией члена-корреспондента РАМН Е. Чойнзонова и профессора Л. Мусабаевой) и «Нейтронная терапия злокачественных новообразований» (под редакцией профессоров Л. Мусабаевой и В. Лисина), которые отразили многолетний опыт сотрудников НИИ онкологии СО РАМН по указанной тематике. Мы продолжаем активно сотрудничать с физиками из НИИ ЯФ и интроскопии, тесно работаем с кафедрой прикладной физики ТПУ, которой руководит профессор Александр Потылицын. В частности, успешно осваиваем в радиологии озонотерапию для снижения лучевых реакций у больных. Нам такое сотрудничество сам Бог послал.
Совместно с хирургами института онкологии проводится комбинированное лечение с интраоперационной лучевой терапией.
– Хорошо известны в регионе Сибири и Дальнего Востока наши высококвалифицированные хирурги, которые проводят уникальные операции, – продолжает Людмила Ивановна. – С помощью установленного в операционной малогабаритного бетатрона МИБ–6Э, созданного в НИИ интроскопии, прямо во время операции проводится облучение. Это дает позитивный результат: продляет жизнь онкологическим больным. В институте работают замечательные маммологи, гинекологи, химиотерапевты, ортопеды, специалисты в области опухолей головы и шеи и торакоабдоминальной онкологии. В последнее время в онкологии вообще и у нас в институте достигнут настолько большой прогресс в диагностике и лечении, что многие люди перестали воспринимать диагноз как приговор. И это правильно: после грамотного лечения и наблюдения у специалистов можно сохранить высокое качество жизни.
О чем мечтает женщина
– Людмила Ивановна, у вас вот-вот грянет юбилейная дата – 70 лет, когда принято итожить то, что прожил. Вы довольны тем, как сложилась ваша судьба?
– Любимая работа, замечательные коллеги, ученики, хорошие дочери Сауле и Алия, внуки Дима и Андрюша, младший – мой лучший друг, с которым мы часто посещаем концерты, отдыхаем на Шира. Жизнь сложилась нормально.
– А чего бы вы себе пожелали?
– Очень бы хотелось, чтобы мои ученики запомнили меня как требовательного и доброжелательного учителя и руководителя. Наверное, сегодня это моя главная мечта.
Можете не сомневаться, Людмила Ивановна, ваши ученики любят и уважают вас – прежде всего за мудрость и доброжелательность. Послушайте, что от их имени говорит Жанна Жогина:
– Почти все в нашем отделении – ученики Людмилы Ивановны. Я работаю под ее руководством одиннадцать лет. Под началом Людмилы Ивановны защитила и кандидатскую, и докторскую диссертации. Скоро у меня будут собственные ученики, но по всем трудным научным и клиническим случаям я продолжаю с ней советоваться. В настоящее время в отделении активно развивается новое направление – радиоонкогинекология. Людмила Ивановна – очень уважаемый специалист и доброжелательный человек. Абсолютно не приемлет авторитарного стиля, демократична в общении. Никогда не подавляет своим авторитетом, прислушивается к чужому мнению, с ней можно поспорить, доказывать свою правоту. Мы все – ученики Людмилы Ивановны Мусабаевой – благодарны ей за уроки мудрости и добра.
С юбилеем, Людмила Ивановна!
Евгений Чойнзонов, директор НИИ онкологии, член-корреспондент РАМН:
– Людмила Ивановна Мусабаева – профессионал, на которого должны равняться все молодые доктора и научные сотрудники института. Она никогда не делает скоропалительных шагов: ее подход к любому виду деятельности всегда продуман, основателен, четок. Существует такая расхожая фраза – «золотой фонд коллектива». Людмилу Ивановну по праву можно отнести к золотому фонду нашего института. Мы высоко ценим ее знания и опыт, которыми она щедро делится с учениками. В этом смысле она прекрасный педагог и воспитатель новых поколений медиков. А еще Людмила Ивановна – неординарная личность и очень интересный собеседник. Она регулярно посещает филармонию, театр, хорошо знает художественную литературу и охотно «просвещает» коллег.
70-летний юбилей – это не точка, а лишь промежуточный этап в ее яркой и плодотворной жизни. От имени большого коллектива НИИ онкологии поздравляю Людмилу Ивановну со славной датой и желаю профессионального долголетия, крепкого здоровья и новых успехов на благо родного института!