Проблемный с точки зрения экономики и финансов период может вернуть нам былую душевность взаимоотношений
Количество пациентов в клинике НИИ психического здоровья с начала кризиса в процентном отношении увеличилось ненамного.
– Но этот показатель не отражает реального положения дел, – пояснил в беседе с корреспондентом «ДД» ведущий научный сотрудник отделения аффективных состояний НИИ ПЗ доктор медицинских наук Герман Симуткин.
– Надо учитывать, что многие нуждающиеся в помощи врача-психиатра, психотерапевта, боясь потерять работу, терпят, но не соглашаются на стационарное лечение. Потому что, по их мнению, это усложнит взаимоотношения с работодателем и положение семьи. Они стараются избегать дополнительных затрат, связанных с приобретением лекарств, воспринимая необходимое лечение как вторжение в семейный бюджет – и без того пошатнувшийся.
– Как-то изменился социальный состав ваших пациентов?
– Чуть больше стали обращаться люди, которые уже пострадали от кризиса – предприниматели, пережившие развал бизнеса, томичи среднего и невысокого уровня достатка, взявшие кредиты и неспособные расплатиться… Мы наблюдаем депрессии, ассоциированные со стрессом.
– Кто оказался наименее устойчив перед новыми трудностями – люди состоятельные или, наоборот, бедные?
– Люди, в принципе склонные к депрессиям. Гражданин с невысоким доходом, недосчитавшись весьма существенной для него суммы в 500 рублей, тем не менее может не чувствовать себя таким несчастным, как владелец 24 миллиардов, потерявший четверть своих богатств (для последнего это катастрофа, и он может покончить с собой). Хотя объективно у первого финансовое положение куда хуже.
В обществе сейчас царит ожидание плохого. Велика зона неизвестности, а это для человека самое пугающее.
Происходящее сегодня очень похоже на то, что психологи и психиатры называют феноменом обученной беспомощности. Что бы ни делала подопытная собака, ее за все наказывали, в итоге животное становилось вялым, пассивным, стремилось к уединению. Это – одна из моделей депрессии у человека. Что бы наши люди ни делали – больше работали или меньше, активнее обращались за социальной помощью или наоборот – результат во многих случаях оказывался минимальным.
– Но ведь были и более тяжелые, голодные годы, однако люди не боялись завтрашнего дня, чувствовали себя вполне счастливыми…
– Исторические наблюдения показывают, что во времена серьезных испытаний в стране население меньше страдает психическими расстройствами. Потому что народ консолидируется, ему ясны цели и инструменты их достижения, видны результаты.
– Почему же не появилось веры в светлое будущее в тучные годы, когда положение многих людей реально, ощутимо улучшилось?
– Общество можно сравнить с водной экосистемой. Представьте себе реку, в которую вваливается много всякой грязи и дряни. Но в ней мощная сила – способность к санации, самоочищению. Пока эти два воздействия уравновешены, река благополучно существует. Но как только баланс будет нарушен, ресурсов реки не хватит для нормального существования.
Да, наш уровень жизни повышался в последние годы. Но при этом есть цифры, утверждающие, что 70-80% населения России в экономическом смысле все-таки не вышло за рамки биологического уровня существования.
– В голодные времена люди больше встречались, общались. Некоторые считают, что нынешний кризис вернет нам былую душевность взаимоотношений.
– Почему бы и нет? Любой кризис – это подведение некоторых итогов и возможность посмотреть, что было правильно в твоей жизни, а что нет. Люди, которые еще вчера только и делали, что крутились в поисках дополнительного заработка, сегодня могут остановиться, оглянуться, увидеть близких. Они смогут больше времени посвящать семье, детям, общению с природой, самосовершенствованию.
Но здесь есть существенный лимитирующий фактор. Если человеку нечего кушать, он ходит в лохмотьях и впереди ничего хорошего не просматривается, тесное общение с друзьями и самосовершенствование для него вряд ли станут опорой…
– Кто оказался менее стоек перед кризисными испытаниями – мужчины или женщины?
– Женщины в силу своих особенностей чаще обращаются за помощью, чем мужчины: рассказывают о своих проблемах подружкам, идут к врачу. Мужчины во многих случаях терпят, часто прибегают к помощи алкоголя, а потом совершают суицидальные попытки…
В Томске показатель суицидов достаточно высок. Считается: если 20 человек на 100 тыс. населения в год совершают самоубийство, пора бить в колокола. Все прошлые годы в России этот показатель был заметно выше, в некоторых регионах в несколько раз.
Впрочем, количество самоубийств не зависит напрямую от уровня экономики. Например, в Швеции один из самых высоких в Европе показателей суицида.
– К чему еще может привести длительно подавляемая депрессия?
– Если клапан у скороварки закрыть, кастрюлю просто разорвет. Нечто похожее происходит и с организмом человека. Если тревога, напряжение не находят должного выхода, рано или поздно начинаются проблемы соматического характера: это может быть гипертоническая болезнь, инсульт, инфаркт миокарда, язва желудка и так далее. Депрессия, как правило, приводит к снижению иммунитета – организм становится уязвимым к банальным простудам, к любым видам инфекции.
– Если человек из каких-то соображений не обращается к психотерапевту, может ли он помочь себе сам?
– При легкой депрессии можно обойтись без медикаментозного лечения. Во многих случаях психотерапия, поддержка близких, социальная поддержка и удачное развитие событий дают возможность человеку выйти из этого состояния. Но для того чтобы убедиться, не перейдет ли эта легкая депрессия в более тяжелую форму, все равно нужна консультация специалиста. Томск в этом смысле имеет достаточно много ресурсов (психиатрических, психотерапевтических, психологических) как в государственных, так и в коммерческих учреждениях.
– Какие способы релаксации противопоказаны при депрессии?
– Мы рекомендуем как можно меньше использовать психоактивные вещества – кофеин, никотин, алкоголь. Последнее «средство расслабления», как правило, только усугубляет состояние больного. Алкоголь в сочетании с депрессией – это страшно. Нейротоксический яд действует на нейроны мозга, и без того страдающие от депрессии. В этом случае дорога к суицидальной попытке может оказаться намного короче.
Доктор советует
Три способа психологического «самолечения»
Самое важное – больше обращаться за поддержкой к близким и больше внимания уделять собственному физическому состоянию. Сорокаминутная пешая прогулка, хорошая физическая нагрузка на свежем воздухе обладают таким же антидепрессивным эффектом при депрессии легкой выраженности, как синтетический антидепрессант (правда, не столь длительного действия). «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», – этот простой рецепт нельзя игнорировать. Особенно в нашем регионе с серьезным дефицитом инсоляции.
Преодолеть депрессивные факторы может и повышение освещенности в квартире. Очень важен дневной свет – либо обычный, либо от лампы дневного света. Если вы заметили, что у вас давно настроение «не очень», постарайтесь заменить обои в квартире на более светлые солнечные тона, уберите с окон темные шторы…
Есть такое направление в психотерапии – библиотерапия, чтение книг. Ясно – речь идет не о детективах, где все друг друга режут, травят и стреляют, а о настоящей литературе – про высокие чувства, про любовь. Читайте классику! Но старайтесь выбирать более оптимистичных авторов, чем, к примеру, Достоевский… Существуют также музыко- и зоотерапия (общение с животными). Чаще соприкасайтесь с прекрасным – ходите в театры, в музеи, в кино…
Кстати
Поможет домовой?
Исследования показывают: даже если человек занимает суперпрагматичную позицию в жизни, в его психике все равно присутствует элемент архаичности, доставшийся от предков. Проявляется это в вере в приметы, во всякие обереги. Архаическая наивность поддерживает человека в тех ситуациях, когда рациональное мышление не видит выхода.