Частные ритуальные компании пытаются отстоять право на погребение томичей
Сегодня, 16 февраля, Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области рассмотрит заявление одного из частных похоронных бюро о том, что муниципальное предприятие «Комбинат спецобслуживания» монополизировал услуги по копке могил на кладбище в Воронино. В результате ни одна из частных ритуальных организаций Томска не может предложить свои услуги на этом городском кладбище.
Дайте людям право выбора
Заявитель, обратившийся в январе в УФАС, указывает на то, что комбинат спецобслуживания (далее – КСО) не просто занимает доминирующее положение на рынке услуг по погребению, но и прилагает максимум усилий для устранения с этого рынка конкурентов-частников. КСО обвиняется в нарушении Федеральных законов «О погребении и похоронном деле» и «О защите конкуренции».
«Закон «О погребении» предусматривает два варианта захоронения, – указывает заявитель, – безвозмездное оказание услуг ритуальной специализированной службой и погребение за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники умершего могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, занимающегося их оказанием. Иначе следовало бы признать, что у заказчика отсутствует право выбора».
Происки конкурентов
В комбинате спецобслуживания с предъявленными обвинениями не согласны.
– Частники периодически пытаются обвинять нас в нарушениях, но они не закон отстаивают, а свои корыстные интересы – все хотят копать могилы, – уверена заместитель директора КСО по юридическим и социальным вопросам Елена Гарус. – Мы оказываем услуги по копке могил и погребению в соответствии со статьей 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле». Кроме того, Положением об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования «Город Томск» закреплено, что специализированной службой в отношении мест погребения, находящихся в ведении органов местного самоуправления, является наше предприятие. При этом у муниципалитета нет рычагов для контроля деятельности частных структур: представьте, что произойдет, если запустить на кладбище несколько фирм? Может ведь и до откровенного криминала дойти.
– Частники думают, что копать могилы очень прибыльно. Но это не так, – завершает Елена Гарус. – У нас комплекс услуг по погребению стоит 4 тыс. рублей. О какой прибыли тут можно говорить? Наоборот, дело убыточное. Думаю, конкуренты не станут работать за такую цену – получив разрешение на погребение, они сразу повысят стоимость, и заказчикам придется тратиться по-крупному.
Хватит выкручивать руки
– Сотрудники КСО лукавят, когда говорят, что погребение – убыточное дело. Если это так, то почему КСО не хочет доверить невыгодную услугу частным конкурентам? – не согласен с аргументами комбината спецобслуживания директор ЗАО «Белый ангел» Станислав Байков. – Разговоры по поводу возможного беспорядка – тоже выдумка. Нужно просто продумать механизм контроля и определить нормы ответственности. Выделили бы каждой фирме по небольшому участку и дали возможность себя показать. Через год сравнили бы, кто лучше обустроил свой квартал. Но комбинату такой расклад не выгоден – сравнение, скорее всего, окажется не в его пользу. Ведь частнику, чтобы выжить на рынке, приходится вкладывать все силы в свое дело: если один-два раза оказал услугу плохо, сарафанное радио разнесет об этом по городу, и клиентов больше не жди.
– Самым возмутительным является даже не то, что комбинат нечестно борется с конкурентами, – продолжает Станислав Байков, – а то, как они поступают с заказчиками: порой просто выкручивают руки. К примеру, люди приобрели у нас гроб или другие ритуальные принадлежности, потом возвращают. Спрашиваем: «Почему?» Оказывается, комбинат настаивает, чтобы заказчик приобретал все у него в «Некрополе». В противном случае начинаются проблемы с получением места на кладбище: в итоге, конечно, дадут, но при этом столько нервов человеку испортят.
– Словом, КСО чувствует себя единовластным хозяином на рынке, – заключает Станислав Байков. – При этом комбинат работает в гораздо более выгодных условиях, нежели частники. Как муниципальное предприятие КСО получает деньги из бюджета, еще и торгует ритуальными принадлежностями, а это прибыль. Пусть хотя бы часть денег вкладывает в благоустройство кладбищ…
Что скажет ФАС?
Пока сложно предположить, в чью пользу выскажется антимонопольная служба. Но прецеденты, когда частникам разрешали заниматься погребением, в России уже есть. Пару лет назад владелица одного из похоронных бюро Красноярска прошла все судебные инстанции и добилась права оказывать данную услугу. Решение, вынесенное высшим арбитражным судом, сыграло на руку и другим похоронным фирмам краевого центра.
Томские «ритуальщики» надеются повторить успех соседей.
P. S. То, что частники периодически устраивают тяжбы с КСО, а комбинат не хочет уступать конкурентам ни пяди могильной земли, не удивительно: похоронный бизнес отличается не только прибыльностью, но и стабильностью.