Инновационный порыв

– Я только что встречался со студентами томских университетов, и они требуют в ультимативной форме от частного бизнеса немедленных инвестиций в инновации, – такой полушуткой президент Дмитрий Медведев начал в прошлый четверг выездное заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Главной темой встречи стал вопрос привлечения к модернизации частного бизнеса. Проблема остра. С одной стороны, российскому крупному капиталу, связанному большей частью с эксплуатацией природных ресурсов, живется вольготно без каких-либо модернизаций, инноваций и прочих «мелочей». С другой стороны, руководители государства (и ряд стратегически мыслящих капиталистов) понимают: «солнечные денечки» рано или поздно заканчиваются и без технических новшеств даже незамысловатая добыча полезных ископаемых технологически деградирует, теряет конкурентоспособность…

– В декабре прошлого года тему модернизации и технологического развития экономики я обсуждал с руководителями крупнейших государственных компаний, – продолжил президент. – У государства есть рычаг, позволяющий влиять на эти компании, чтобы обязать их более внимательно относиться к инновационному развитию. С частным бизнесом у нас другие отношения, его не принято вызывать на ковер. Вместе с тем частный капитал несет ответственность перед обществом… Все прекрасно понимают, что никакого будущего у нашей экономики при сырьевом характере ее развития в обозримой перспективе не просматривается. Значит, нужно заниматься модернизацией, технологическим развитием. И нужно прекратить выжимать последние капли из научно-промышленного потенциала советского периода.

С основным докладом, посвященным вкладу в модернизацию и инновационное развитие крупного частного капитала, выступил генеральный директор ГК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс. Когда он рассказывал о нынешнем положении с инновациями, хотелось горько рыдать: затраты бизнеса на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в западных странах в пять раз выше, чем в России, а производительность труда в нашей стране составляет лишь 29,5% от показателей США.

– Какая-то проклятая цифра, – прокомментировал глава Роснанотеха. – В конце существования СССР этот показатель был 29,4%.

В качестве решения проблемы Анатолий Чубайс предложил выбрать десяток крупных инновационных проектов, для которых будут определены виды финансовой и административной поддержки. Темпы исполнения были названы впечатляющие. В текущем месяце – сформировать требования к проектам, в апреле – провести экспертизу и отобрать лучшие, в мае – выработать меры поддержки, к октябрю – утвердить процедуру конкурса инновационных проектов.

Затем министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что в России для инноваторов уже существует ряд налоговых стимулов, и предложил дополнительные. Например, до 2020 года компенсировать из федерального бюджета затраты, связанные с повышением страховых взносов, для экспортеров информационных технологий, резидентов технико-внедренческих зон, малых инновационных компаний при вузах и прочих инновационных компаний. В результате ставка страховых взносов составит 14%. Другое предложение – отложить повышение взносов на обязательное медицинское страхование с 3,1 до 5,1%, освободить от налога на имущество энергоэффективное оборудование сроком на три года с начала эксплуатации.

Хотя частный бизнес и «не принято вызывать на ковер», в работе комиссии почему-то приняли участие все крупнейшие российские олигархи. (Если подсчитать личное состояние людей, собравшихся в тот день в конференц-зале ТПУ, набралось бы процентов 90 валового внутреннего продукта). А вторая часть заседания комиссии прошла в закрытом режиме – видимо, у президента и правительства были и другие, более весомые аргументы, стимулирующие олигархов заняться модернизацией.

Андрей Карыпов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 17 =