Получив смертельный удар током, Костя Романов не просто выжил, но научился воспринимать события в позитивном ракурсе
История, приключившаяся со школьником Костей Романовым из села Староюгина Каргасокского района, потрясла в свое время Томскую область. За судьбой мальчика, получившего удар током в 10 000 вольт, следили знакомые и незнакомые люди. За его спасение боролись врачи. Ему помогали и сопереживали рядовые томичи и руководители. Костя выжил. Хотя и остался без ног. Как сложилась его дальнейшая судьба? Чем он занимается? Как, потеряв ноги, адаптировался к окружающей действительности? Об этом рассказывает сам Константин.
Цена детской шалости
– В тот страшный день, 3 сентября 1997 года, – вспоминает Костя, – с утра я сходил в школу, а потом мы с другом пошли играть на свиноферму, примерно за километр от деревни. В то время свиноферма уже года два как не работала, ее разбирали на пиломатериал. Туда же шла высоковольтная линия. Мне тогда было 12 лет, моему другу – 10. Играли. Увидели трансформаторную будку, рядом столб.
Со столба свисали до земли провода. Мы их между собой замкнули палкой – электричества нет. Ну и поспорили, кто сможет забраться на бетонный столб. Там сверху металлическая площадка была с изоляторами. Стали по очереди пытаться туда забраться. С нескольких попыток это мне удалось. Оказалось, что электричество в проводах было, просто как-то оно там было отключено. До столба шло, а от столба к трансформатору (провода с него кто-то снял уже) – нет. Там-то меня электротоком в 10 000 вольт и ударило.
Я потерял сознание и очнулся минут через 40. Висел кверху ногами на этой железке наверху столба, штаны на мне горели, чувствовал себя очень плохо. Спасло от падения то, что ноги от такого напряжения свело, и я ими как крючьями зацепился за эту железяку. Друг мой, испугавшись, убежал сразу. К счастью, соседский мальчишка проезжал там на
мотоцикле и, увидев меня, поехал в деревню и там рассказал, что со мной приключилось. Понаехали люди. Отец, забравшись на столб и привязав веревкой, с помощью других мужчин спустил меня на землю. Повезли в медпункт на мотоцикле, оттуда на катере в Каргасок, в больницу. К утру на вертолете отправили в Томск. Там меня и выходили, с огромным, правда, трудом: у меня был 50-процентный ожог четвертой степени, врачи особо-то и не надеялись, что я выживу.
Я тогда только пошел в седьмой класс. Жил с дедушкой и бабушкой. С ними я с младенчества, матери я стал не нужен, а отцу было некогда сидеть с маленьким ребенком.
Спасали всем миром
– Лечили меня в Томске в детской больнице № 4. Прекрасно помню врачей, которые спасли мне жизнь: это Владимир Борисович Богоряд, Николай Ильич Трохимчук, Николай Михайлович Кравченко, реаниматолог Андрей Леонидович Солнышко и, конечно, коллективы медсестер реанимации и отделения гнойной хирургии.
Поддерживали меня очень многие. Бабушка находилась со мной практически все время. Отец занимался поиском доноров, которые сдавали кровь для меня. Очень помогли жители Каргасокского района. Когда в газете «Северная правда» написали о том, что со мной произошло, открыли в банке счет, и люди, кто сколько мог, вносили деньги. Районная администрация выделила средства на тот же банковский счет. Некоторые организации тоже не остались в стороне. Я очень благодарен всем, кто помог мне в то трудное время. Огромное спасибо хотелось бы сказать моему классному руководителю Валентине Михайловне Зарубиной и бывшим одноклассникам. Ребята присылали мне рисунки, стихи, рассказы, фотографии. Это мне согревало душу. Когда я еще лежал в больнице, Виктор Иванович Калюжный (тогда он был директором ВНК в Томске) подарил мне финскую инвалидную коляску. А когда я приехал домой, Виктор Мельхиорович Кресс прислал в подарок компьютер. С той поры, собственно, я и определился с выбором профессии.
С нового, 1998 года уже начал учиться дальше, на дому. Учителя Староюгинской средней школы тоже морально очень поддержали. Они не только занимались со мной, но и общались на разные темы, и мне от этого было легче переносить тяжелые мысли. 11-й класс я оканчивал в районном центре. Учителя Каргасокской школы № 2 внесли свою лепту в мое развитие, за что им тоже большое спасибо. Отдельное спасибо преподавателю информатики Сергею Викторовичу Косаченко. Очень многому, касающемуся компьютеров, я научился у него.
Мечты и реальность
– В детстве я мечтал, конечно же, не о профессии программиста. Хотел стать военным. Но, видимо, не судьба. Занялся тем, что мне доступно, понятно и интересно. Сейчас работаю администратором в каргасокском интернет-клубе. Учусь дистанционно в ТУСУРе. Времени катастрофически не хватает, но я надеюсь, что учебу все-таки закончу. Дедушка с бабушкой, к сожалению, умерли. Отец по-прежнему живет отдельно.
Чувствую себя нормально. Бывает, как и все, болею. Иногда от большой нагрузки побаливают руки. Ведь передвигаюсь я только с их помощью. Но в целом – все хорошо.
Живем мы сейчас вдвоем с женой Лизой. Она окончила школу, учится в профессиональном училище на повара-официанта. Родителей у Лизы нет, поэтому у нас полная самостоятельность. Познакомились мы с ней просто на улице, на прогулке. Через месяц после знакомства она переехала ко мне. Дедушка был тогда еще жив, и он не был против. Когда прожили вместе ровно год – расписались официально.
Простые радости
– По характеру я оптимист. В этой жизни меня радует многое. Радует то, что добрых людей в мире все-таки намного больше, чем недобрых. Радует, что хотя бы у нас в Сибири еще осталось много нетронутой природы, красивой и богатой на дары. Радует, что прогресс не стоит на месте, компьютеры становятся мощнее, работать на них все удобнее. Иногда огорчает, что не могу сразу достигнуть каких-то целей, но именно стремление к этим целям и не дает мне расслабиться.
К новой жизни я адаптировался. Передвигаюсь без особых ограничений.
Накопили с супругой на японскую машину. Поставил на нее ручное управление, так что стало попроще. Зимой все-таки на коляске передвигаться было затруднительно. А летом и на коляске гуляю, езжу по работе. Передвигаюсь на ней ненамного медленнее, чем человек на ногах.
Езжу в Томск. К друзьям, родственникам или по делам. В общем, никаких неудобств не испытываю. Да и 13 лет уже так живу, можно сказать, что и не помню, каково это – на ногах ходить. Во сне, правда, иногда снится, что бегаю, спортом занимаюсь, но уже очень и очень редко…
От автора
Всякая житейская история требует резюме. В случае с Константином Романовым оно может быть самым банальным. С Костей случилась не просто беда – трагедия. Но благодаря людям и собственному сильному характеру он не пал духом, не отчаялся, не сломался. Напротив, состоялся как человек с активной гражданской позицией, нашел свое личное счастье. Сегодня, когда молодежь склонна поныть, такая позитивная траектория жизни, как у Кости, кажется настоящим поступком настоящего мужчины.