Людей с онкозаболеваниями теперь вполне реально спасти
Раньше обнаружить злокачественные новообразования печени на ранней стадии было почти невозможно. Если такое и происходило, то исключительно по воле случая. Гораздо чаще пациенты попадали к врачам в таком состоянии, когда оперировать их уже не было смысла. После открытия Центра ранней диагностики опухолей печени ситуация начала кардинально меняться. За два месяца работы томским специалистам удалось получить такие результаты, на которые они даже не рассчитывали.
Сибирякам не хватает здоровья
Специализированный центр, открытый на базе областного онкодиспансера при участии немецкой компании Bayer Schering Pharma, не случайно появился именно в Томске.
– Раньше в нашем городе находился гепатологический центр, который обслуживал Сибирь и Дальний Восток, – рассказывает Николай Мерзликин, профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней педиатрического факультета СибГМУ, – затем приказом Минздрава такие учреждения упразднили, но больные-то никуда не делись!
Пациентов с заболеваниями печени, которым требовалась помощь хирургов, мы продолжали оперировать на базе третьей городской больницы. При этом зачастую сталкивались с одной и той же проблемой: 90 процентов больных со злокачественными новообразованиями попадали к нам на поздней стадии, когда спасти их уже не представлялось возможным. Онкологи назначали этим пациентам поддерживающую терапию, что позволяло хоть на какое-то время продлить жизнь.
К сожалению, за последние 3–5 лет заболеваемость раком печени не только не сократилась, она возросла. Ежегодно только в Томской области диагностируется не менее тридцати случаев. Не говоря уже о Сибирском федеральном округе в целом.
– Причин, по которым у наших граждан развивается столь тяжелое заболевание, несколько, – продолжает профессор, – в первую очередь это наличие у больного гепатитов В и С, причем именно сочетание двух видов. Одни приобретают вирусное заболевание при употреблении наркотиков, вторые – через незащищенный половой акт, хватает и тех, кто заразился гепатитами, участвуя в боевых действиях в Афганистане, Чечне и т.д.
Есть и другой фактор, провоцирующий развитие рака печени – длительная описторхозная инвазия, то есть наша местная патология. 10–20 лет «сожительства» с паразитами приводят к тяжелейшему заболеванию. Стоит отметить, что особенно часто запущенные случаи встречаются у жителей северных районов Томской области. Иногда к нам приезжают молодые люди, которым всего 35–38 лет, но проводить им радикальное лечение (делать резекцию печени) не представляется возможным, поскольку заболевание уже достигло последней стадии.
Увидеть опухоль
Для того, чтобы выявлять рак как можно раньше, и был создан специализированный центр. Именно сюда теперь направляют всех больных групп риска из Томской области и соседних регионов.
– В качестве основных методов диагностики мы используем ультразвуковое исследование и анализ на наличие альфа-фетопротеина, белка, являющегося маркером рака печени, – рассказывает Николай Мерзликин. – Количество людей, нуждающихся в подобных исследованиях, оказалось очень большим. Могу сказать, что до конца июня все консультативные дни у нас расписаны. Видимо, придется расширять график.
Проведенные обследования уже дали ощутимый результат – за два месяца выявили четверых пациентов с раком печени. К сожалению, у двух уже поздняя стадия, но еще двоих пытаемся спасти. Одному больному проведена резекция печени, второго готовим к операции. Помимо этого еще у четверых пациентов нашли доброкачественные опухоли печени. Они находятся под наблюдением, если будет отмечен рост, осуществим хирургическое вмешательство. Также выявлено пять человек с кистами печени, двоих из этой группы мы уже прооперировали.
– К сожалению, предотвратить развитие рака невозможно, – говорит Николай Васильевич. – Если бы ученые придумали, как это сделать, мы давно победили бы один из самых коварных недугов. Но вместе с тем спасать больных людей вполне реально.
Пациентов из группы риска, у которых наиболее вероятно развитие рака, будем проверять раз в полгода. Есть повод для подозрения, к примеру, появились очаги, обследуем раз в месяц. Делаем пункцию. Нашли рак, оперируем. Главное, выявить опухоли на самой ранней стадии, когда хирургическое лечение дает максимальный результат.
В европейских странах этот процесс уже отлажен, поэтому им удалось кратно снизить смертность от рака. Для того чтобы перенять опыт у зарубежных коллег, мы с главным врачом онкодиспансера Сергеем Коломийцем в декабре прошлого года ездили в Австрию. Немецкие партнеры предоставили нам возможность побывать в Венском госпитале. Теперь постараемся полученные знания внедрить в нашей работе с пациентами.
Риск ради спасения
Операции на печени, которые проводят томские специалисты, зачастую представляют большой риск не только для пациентов (как любое вмешательство в организм), но и для самих хирургов. Поскольку среди больных предостаточно людей с гепатитом, врачи и медсестры, поранившись хирургическим инструментарием, рискуют перенять опасный вирус. Поэтому, прежде чем начать операцию, медикам приходится облачаться в специальную одежду, надевать особо прочные перчатки и защитные очки.