Алгоритм приближения

Страховая компания «Медика-Томск» идет в народ

Компания «Медика-Томск» не нуждается в рекомендациях. Более 400 тыс. застрахованных – почти половина населения области! 17 представительств в районах. Свыше 18 тыс. плановых и неплановых экспертиз ежегодно. Активная защита прав граждан в судах. Казалось бы, делается так много, что не надо ничего больше изобретать. Тем не менее компания вышла с очередным инновационным проектом.

Суть его в том, что руководители СК «Медика-Томск» будут вести консультативный прием своих застрахованных прямо в лечебно-профилактических учреждениях Томска. Проект активно поддержал горздрав в лице руководителя Сергея Андреева, что дает надежду на успех. Но возникает вопрос: зачем компании дополнительная головная боль?

 

– Мы стараемся защищать права застрахованных граждан всеми доступными методами и способами, – рассказывает первый заместитель генерального директора компании Андрей Шувариков. – У нас организована горячая линия с бесплатным телефонным звонком из любого населенного пункта области, есть отдел по защите прав застрахованных, есть сайт www.medica.tomsk.ru, куда можно обратиться с вопросом и получить ответ, там же размещена самая актуальная информация для обладателей страховых полисов. Но часто возникают парадоксальные ситуации, связанные с тем, что мы можем запрашивать медицинскую документацию в ЛПУ только на основании письменного обращения гражданина. Вот, скажем, человек нам позвонил, пожаловался на некачественную услугу или на то, что с него потребовали деньги за обследование, а изложить свои претензии на бумаге или приехать к нам ему тяжело. В итоге у нас на руках нет письменного заявления, на основании которого мы могли бы получить документацию и провести расследование. Мы обращались по этому поводу в департамент здравоохранения, просили, чтобы достаточным основанием для проведения экспертизы и контроля качества оказываемых услуг считалось устное обращение гражданина. Оказалось, что с правовой точки зрения это невозможно. Тогда мы решили пойти другим путем, территориально приблизив свою помощь к застрахованным.

– По принципу: если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе?

– Именно так. Мы решили, что будем сами вести консультативный прием граждан в лечебных учреждениях по месту их проживания. Уже составлен график приема застрахованных граждан руководителями компании в определенные дни и часы в конкретных ЛПУ (см. график. – Ред.). То есть любой обладатель нашего страхового полиса может согласно расписанию прийти со своими жалобами, проблемами, предложениями в ЛПУ, к которому он прикреплен, и поделиться ими с представителем компании «Медика-Томск». А последний подскажет обратившемуся алгоритм дальнейших действий. Если претензии окажутся достаточно обоснованными, поможет написать письменное заявление в страховую компанию. Если будет серьезная мотивация для обращения в суд, специалисты нашего юридического отдела проконсультируют, как подготовить иск. И все это бесплатно.

– Учитывая, что население, к сожалению, абсолютно неграмотно в правовом отношении, это, Андрей Владимирович, очень хорошая услуга…

– Защита прав застрахованных граждан – это не услуга, а наша прямая и главная обязанность. Что же касается правовой неграмотности, то тут вы правы. Недавно наши сотрудники проводили опрос пациентов медучреждений, подходили ко всем подряд, независимо от того, в какой компании они застрахованы, и в очередной раз убедились: люди почти ничего не знают о своих правах! Они не знают, каким образом могут попасть на прием в другое ЛПУ. Не слышали о существовании федеральных стандартов. Для многих открытием стало то, что общеклиническое, биохимическое, рентгенологическое, ультразвуковое обследования должны проводиться бесплатно согласно стандартам, разработанным для различных форм заболеваний. Если, например, в стандарте записано, что компьютерная томография при остром нарушении мозгового кровообращения обеспечивается и входит в этот стандарт, то она производится для застрахованного бесплатно. Но люди безропотно выслушивают объяснения медиков о том, что в их лечебном учреждении бесплатно делают только общий анализ мочи и крови, и выкладывают деньги за все остальные манипуляции. Особенно лукавы в информировании пациентов частные структуры. Они активно пользуются неосведомленностью и правовой безграмотностью пациентов, вынуждая их платить солидные суммы. А ведь частные клиники тоже работают в системе ОМС.

– Но ваше «хождение в народ», наверное, хотя бы отчасти ликвидирует правовые пробелы?

– На это мы и рассчитываем. Хотим не просто собрать жалобы, но провести своеобразный юридический ликбез: на что застрахованный имеет право в плане получения медицинской помощи, как он может себя защитить в случае некачественного оказания услуги или врачебной ошибки, какие гарантии обеспечивает ему полис ОМС… Не зря консультативный прием будут вести специалисты в сфере организации здравоохранения, прекрасно владеющие информацией о программе госгарантий, тарифном соглашении и других документах, определяющих права застрахованных. А то, что прием будет происходить непосредственно в лечебном учреждении, позволит сразу же решать некоторые вопросы. Например, человек жалуется на то, что ему не оказывается та или иная услуга, но боится сказать об этом руководству поликлиники. За него это спокойно сделает наш представитель.

– Страх «засветиться» – наша генетическая черта. Во избежание неприятностей не решаемся назвать свою фамилию, боимся обратиться в суд, чтобы не прослыть сутягой. Времена за окном другие, а мы все те же – зажатые, запуганные. Вашей компании, Андрей Владимирович, такие качества «контингента» сильно мешают в работе?

– Поначалу очень мешали. Особенно в работе с сельским населением. В районах у людей ведь нет выбора ЛПУ – только ЦРБ. Если испортишь отношения с врачами, куда пойдешь лечиться? Поэтому обиженные пациенты отказывались писать жалобы, не хотели обращаться в суд. Но ситуация понемногу меняется. В последние годы нам удается защищать через суд права застрахованных граждан и в районах области. Недавний случай: выиграли иск на 100 тыс. рублей у Бакчарской ЦРБ. После медосмотра девочку из Парбига привезли к врачу-стоматологу. Врач без анестезии удалил ей два постоянных передних зуба, полагая, что они молочные. Мама обратилась с жалобой, мы провели экспертизу, подали заявление в суд. И выиграли. Суды стимулируют и главных врачей, и сотрудников ЛПУ более ответственно выполнять свою работу. Тем более что суммы возмещения ущерба год от года растут: если раньше это были десятки тысяч, то сейчас сотни тысяч рублей. Не надо пасовать перед врачами. Надо учиться себя защищать. А мы поможем.

– Андрей Владимирович, вы не опасаетесь, что ваш правовой ликбез может понравиться не всем? Медикам ведь проще иметь дело с юридически неграмотными пациентами, чем с подкованными.

– Муниципальные учреждения достаточно благожелательно отнеслись к нашей просьбе выделить помещения для проведения консультативного приема специалистами компании. В некоторых частных такой прием мы пока не организовали, это – в планах, хотя понятно, что не у всех руководителей клиник наше приближение к людям вызовет энтузиазм.

 

Телефон горячей линии компании «Медика-Томск»: 8-800-350-22-33 (бесплатный звонок из любой точки Томской области).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 14 =