От мороза до мороза

Зимник действует временно, но требует постоянного ухода

Человеку, знакомому с работой на Севере только по кинофильмам, зимняя дорога, или зимник, представляется бесплатным даром природы. Вот, дескать, ударили морозы, почва стала твердой, поверх болот сами собой появились магистрали, и по ним заскользили грузовые и легковые автомобили. Легко и просто! Однако такое представление – не более чем иллюзия, миф урбанизированного сознания. На самом деле все значительно сложнее. Прежде чем по зимней дороге пойдет транспорт, ее надо построить. А потом поддерживать в нормальном состоянии. И так из года в год. Сегодня нашим экспертом по теме «Дорога жизни» (а как иначе назвать единственную транспортную артерию, связывающую в зимний сезон северные населенные пункты, нефтяные и газовые месторождения, поселки вахтовиков с Большой землей?) выступает Анатолий Алтынкович, заместитель начальника службы транспортного обеспечения ООО «Газпром нефть-Восток» – дочернего предприятия «Газпром нефти». Для активно развивающейся компании «Газпром нефть» создание надежной транспортной инфраструктуры месторождений – одна из важнейших задач. А под кураторством Анатолия Алтынковича построена и эксплуатируется не одна сотня километров зимних дорог. То есть это специалист, который знает о зимниках практически все.

– Зимник, – уточняет Анатолий Алтынкович, – это автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только зимой, при минусовой температуре. Как только устанавливаются морозы – обычно это происходит в ноябре, – начинается строительство зимнего проезда. Сначала готовится полотно: выравнивается и заделывается колея, устраняются выбоины и другие дефекты, намораживается болото. На этом этапе по трассе пускают легкую военную технику, которая проминает болото, чтобы выступила вода. Через неделю тем же маршрутом идет более тяжелая техника, которая еще сильнее продавливает болото, а затем в ход пускается тяжелая «артиллерия» – трактора К-700 и бульдозеры. Постепенно, по графику, грузоподъемность дороги увеличивается: первый проезд рассчитан на 10 тонн, затем на 15 и так по возрастающей. Зимник накатывается не только спецтехникой, но и тем автотранспортом, который по нему идет. В декабре его уже можно сравнить с любой деревенской дорогой, имеющей грунтовое покрытие. Как только болото начинает держать нормальную грузоподъемность, мы говорим: «Поехали!»

– И так до весны?

– Ориентировочно, до начала апреля. В прошлом году в Омской области мы закрыли зимник 5-го апреля. А в Томской области – 10-го числа того же месяца.

– А на текущую весну какой прогноз?

– Это известно только небесной канцелярии. Но могу сказать, что сегодня зимники еще во вполне удовлетворительном состоянии.

– Анатолий Августович, какая у вас общая протяженность зимних дорог и кто вам помогает их строить и содержать?

– Компания «Газпром нефть» и ее дочерние компании (в т.ч. «Газпромнефть-Восток») сегодня являются обладателями 60 лицензий на разведку и разработку месторождений. Доказанные запасы нефти на принадлежащих компании «Газпром нефть» месторождениях составляют более 4,5 миллиарда баррелей. Ключевым регионом работы является Западная Сибирь, и здесь, в суровых климатических условиях, нужно провести стабильные, надежные и безопасные транспортные магистрали. «Газпромнефть-Восток», например, разрабатывает несколько месторождений в Томской и Омской областях – Крапивинское, Арчинское, Шингинское, Урманское. Зимники там жизненно необходимы. Их общая протяженность со стороны Томской области составляет 200 километров, со стороны Омской – 100 с небольшим плюс технологический проезд 160 километров. А строить и содержать их нам помогают подрядчики: ООО «Томь-экспресс» (руководитель Александр Лапшин), Тарское ДРСУ-5 (Леонид Ершов), ООО «Северный транзит» (Сергей Шарандаев). Мы сотрудничаем с ними разное количество времени – от года до пяти лет, но претензий ни к кому из них у нас нет. Все подрядчики добросовестные. «Газпромнефть-Восток» вообще не терпит небрежной работы: слишком высока ответственность за своевременную доставку грузов. Если не успеем завезти что-то на машинах, останется только вертолет. А это очень дорогостоящий вид транспорта. Да и не все можно доставить на вертолете, мы ведь везем все, начиная от стройматериалов и ГСМ и заканчивая химией. Это огромные объемы грузов, необходимых на промыслах с апреля по декабрь. К тому же в феврале наша фирма приобрела новое месторождение – Нижне-Лугинецкое. Объемы завоза резко увеличились. А сроки поджимают. Поэтому сейчас приходится работать и днем, и ночью.

– Специалисты утверждают, что зимники – это временный технический комплекс, но требующий постоянного ухода. Справедливое определение?

– Конечно. Зимние дороги проходят через болота, глухую тайгу, где на 100–150 километров нет ни одного населенного пункта. Движение по ним не остановишь даже в самый лютый мороз. Поэтому состояние дороги нужно постоянно контролировать. На подъемах обязательно должен присутствовать песок, чтобы во время гололеда водитель мог его подсыпать на скользкое место. После каждого снегопада дорогу надо чистить. Нужно постоянно вести контроль за переходами через речки. Смотреть, чтобы не было гололеда на проезжей части. Весной – чтобы нигде не оголилась колея и не появились лужи на болотах. Два-три раза в месяц мы с подрядчиками вместе проводим тщательное обследование. Если есть замечания, они в короткий срок их устраняют. ООО «Томь-экспресс» для оперативного реагирования организовало на зимнике две базы, держит там вахтовки, трактора, бульдозеры. Звенья у них в постоянной боевой готовности, а руководит ими начальник участка Александр Мерзляков, очень ответственный молодой человек, болеющий за свое дело. Зимник не дает расслабиться, он требует к себе постоянного внимания и привлечения большого количества специальной техники. Поэтому определение его как сложного технического комплекса вполне оправданно. Одним словом, зимник – это действительно дорога жизни, которой «Газпром нефть» и ее дочерние компании придают первостепенное значение.

Татьяна Неверова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + восемь =