27 марта отмечается Международный день театра
Театр актеров, кукол и теней «Этнос» «квартирует» в областном художественном музее. В одном помещении находятся сцена, зрительный зал, бутафорная, гримерная. Здесь же располагается уникальная выставка театральных кукол – марионеточных, тростевых, перчаточных. В цену билета включены просмотр спектакля и экскурсия за кулисы. Равнодушным в этом театре не остается никто.
Кто раз приходит, обязательно возвращается
Недавно «Этнос» отметил свой пятилетний юбилей. За это время было создано 17 полноценных спектаклей, многие из которых с национальным акцентом – армянским, еврейским, польским… Коронным считается теневой спектакль «Иссумбоси», который с удовольствием смотрят люди разных возрастов. В 2007 году на областном театральном фестивале «Маска» он был признан лучшим спектаклем для детей.
– Наш театр долго вел кочевой образ жизни, – рассказывает директор Сергей Ильин. – Не было своего помещения, поэтому мы много гастролировали по России, бывали в Европе. Везде нас радушно принимали. А в Томске – вот парадокс – об «Этносе» мало кто знал. Но когда театр обрел свой угол, хорошую рекламу ему сделало сарафанное радио. К нам потянулись зрители: влюбленные парочки, мамочки с детьми… Теперь у нас часто бывают аншлаги.
«Этнос» – театр миниатюрный, в нем царит домашняя атмосфера, при этом его нельзя назвать любительским. Костяк коллектива составляют профессионалы: оформляет спектакли заслуженный работник культуры РФ Любовь Петрова (вдова Романа Виндермана), художественным руководителем театра является Дана Турклиева, известная в Томске актриса. По контрактам, но не без вдохновения, в «Этносе» работают лучшие артисты театра драмы, ТЮЗа, «Скомороха».
– Мы как частный театр живем на «подаяния» зрителей, – шутит Сергей Ильин. – К сожалению, в конце минувшего года нас финансово подкосил карантин, введенный из-за свиного гриппа. В предновогоднее время, когда можно было сутки напролет играть спектакли, мы сидели дома. В итоге оказались на мели. Были вынуждены брать кредиты, попали в долговую яму, из которой до сих пор не можем выкарабкаться. Первый раз за пять лет нам было так тяжело.
«Никакие чиновники нам не указ»
– Поддержки государства, выраженной в стабильной зарплате, деньгах на постановку нового спектакля, мы не ощущаем, – вздыхает Ильин. – Спасибо уже за то, что нам предоставили помещение на льготных условиях. И все же частный театр имеет свои преимущества перед государственным. Мы вправе сами формировать репертуар и никакие чиновники от культуры нам не указ. Можем вволю путешествовать – Томскую землю исколесили уже вдоль и поперек…
«Этнос» очень компактный театр: куклы умещаются в чемодане, декорации в багажнике, а труппа – в салоне легкового автомобиля. При этом бродячие артисты непритязательны – ночуют в лачугах, играют нередко в «сараях» – неуютных сельских клубах. Плату за зрелище берут умеренную, но поездки себя оправдывают.
– Мы обходимся без свиты: администраторов, костюмеров, рабочих сцены. Все делаем сами: и балаганчик устанавливаем, и кукол, если надо, чиним своими руками, – делится Ильин. – При этом впечатления от глубинки бывают ошеломляющими. Мы заезжали в такие дыры, где дети не знают, что такое театр. Концерт, шоу – это они видели по телевизору, но спектакль для них – диво дивное…
Куклотерапия – добровольно и бескорыстно
Эстетическое воспитание, конечно, основная творческая задача «Этноса», но не единственная. Важным вектором в деятельности театра является кукольная терапия – ею артисты занимаются добровольно и бескорыстно. Время от времени они выезжают в детские дома, интернаты, больницы и бесплатно играют для сирот и маленьких пациентов веселые спектакли.
Недавно театр начал сотрудничать с Фондом им. Алены Петровой, оказывающим помощь детям, больным раком крови. Некоторые ребятишки, страдающие этим недугом, настолько ослаблены, что им трудно вставать с постели. Между тем им жизненно необходимы радостные эмоции и свежие впечатления. Поэтому артисты с позволения врачей будут заходить к ним в палату и устраивать кукольные представления. Правда, для этого нужно обновить кое-какой реквизит.
– Было бы замечательно, если бы нам в этом помогли спонсоры. Если таковых не найдется, все затраты мы возьмем на себя, – говорит Ильин. – А по-хорошему на кукольную терапию, независимо от формы собственности театра, должен быть госзаказ. Потому что забота о больных детях – это прямая обязанность государства. При этом сценаристы, режиссеры, актеры могли бы получать хоть какую-то копейку за свой труд. Но и без дотаций мы будем заниматься благотворительностью – это наш нравственный долг.