Искусствовед Томского областного художественного музея Ирина Евтихиева рассказывает о выставке ярославской иконы
На выставку «Ярославская икона XVII–XVIII вв.», которая проходит в Томском областном художественном музее, приходят самые разные люди, подготовленные и не очень. Чаще всего школьники и студенты с преподавателями. Иногда в день я провожу по три-четыре экскурсии. Об иконе можно говорить очень много и по-разному. Можно касаться исторического аспекта, эстетического, богословского… Можно говорить строгим научным языком, использовать профессиональные термины, а можно приводить многочисленные житейские случаи, когда по молитве верующих перед тем или иным святым образом совершалось чудо. Такие рассказы передавались из уст в уста и становились народным преданием. Каждый раз перед встречей с новой группой я мысленно обращаюсь к Богу: «Господи, вразуми меня, что мне сказать этим людям, дай сказать именно то, что нужно им».
Об иконе нельзя говорить шаблонно, заученными фразами. Экскурсовод-маска на такой выставке – это нонсенс, потому что икона – это не игра, не обманка, не симуляция, как многое в современном постмодернистском искусстве. Икона – это нечто настоящее, действенное. Соприкасаясь с ней, видя образ святости, человек действительно может измениться. Икона может открыть ему глаза на его собственную глубину, на духовное измерение его бытия. Она предлагает нам определенный взгляд на действительность, показывает жизнь в духовном измерении, в плане вечного Божественного бытия.
Чтобы зритель это понял, говорить об иконе нужно предметно, серьезно и искренне. Далеко не все, кто приходит, готовы к такому разговору. Мы привыкли ничему не верить и ничего не воспринимать всерьез. Мы не способны к сильным переживаниям. СМИ нам инсталлируют образы, которые призывают: «расслабься», «не думай», «не напрягайся». Мы привыкли скользить по поверхности. Поэтому первое, что нужно сделать экскурсоводу, – разбудить спящее сознание, постучаться в сердце. По ходу экскурсии гости начинают задавать вопросы, порой они касаются не столько иконописи и церковного искусства, сколько самой христианской веры, современного положения Церкви. Иисус Христос не имел места, где голову преклонить, а священники на дорогих иномарках ездят? И вопросы эти не надуманные, а из самого сердца, видно, что человека действительно каким-то образом задевает, интересует. Много вопросов провокационного характера. Но веру нужно не защищать, а исповедовать, поэтому вступать в полемику бессмысленно, нужно отвечать исключительно в духе мира, по-христиански. Ведь Христос дал нам заповедь любить врагов, молиться за обижающих. Не все посетители решаются спрашивать о том, что их интересует, или просто не знают, как сформулировать вопрос, и это очень заметно. Тогда приходится угадывать. Бывает очень радостно, когда удается попасть в точку. С выставки люди уходят уже совсем с другими лицами…
Возможно, для кого-то это первая встреча с настоящей иконой, с церковным искусством. И кто знает, может быть, именно эта встреча послужит для человека мостиком к Богу. Может быть, не сразу, а через несколько лет, при каких-то обстоятельствах, он вспомнит об иконе, о святом образе.