Страстная седмица на Святой земле

В сердце каждого христианина есть мечта – посетить Святую землю, место земной жизни Спасителя, побывать в тех местах, где происходили евангельские события и совершались многочисленные чудеса, своими глазами увидеть святой град Иерусалим.

Приближалась Страстная седмица – последняя неделя, неделя страданий и чудовищного по своей сути приговора, вынесенного Христу, Мессии людьми, которым он служил, проповедовал, кого исцелял от болезней.

И мы – паломники, оказавшиеся в Иерусалиме накануне Страстой, с ошеломляющей ясностью прожили эти святые дни как участники тех далеких событий. Пелена собственной праведности быстро спадает. Как сказал один батюшка – если бы нас сейчас поставить в эту толпу, которая пришла к Понтию Пилату, то и мы бы закричали: «Распни, распни его!»

Первой неожиданностью стало то, что Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье – оказалось вовсе не воскресеньем, а субботой. Именно в субботу множество православных из самых разных стран, возглавляемые греческим духовенством, собираются в скромном маленьком арабском селении Виффагия (в пер. с еврейского «место смокв»). В древности окрестности Виффагии славились обилием фиговых деревьев, плоды которых созревали ранее других, это и дало название селению. Теперь же деревьев не видно, все густо заставлено каменными домиками традиционной восточной постройки, плотно примыкающими друг к другу. Виффагия находится на юго-западном склоне Елеонской горы и с запада примыкает к Вифании, где жил праведный Лазарь.

Святые места Палестины поражают своей близостью друг к другу. Все рядом – и Иерусалим, и Вифлеем, и Иерихон… Действительно, везде можно пройти пешком вдоль шоссе (вот только не разрешают местные полицейские). Поэтому утром в Лазареву субботу, когда вспоминается чудо воскресения Лазаря Четвородневного (уже смердящего, такое чудо трудно себе и представить), паломники спешат сначала в Вифанию к гробнице Лазаря, а около пяти часов вечера все собираются в соседней Виффагии. Местом встречи служит греческий храм: народ везде – во дворике и внутри храма, снаружи и за оградой. Людское море шумит, волнуется, слышатся обрывки речи на самых разных языках, но объединяет всех атмосфера праздника, чуда, встречи. Все стремятся попасть в маленькую часовню с мозаичным изображением Господа Иисуса Христа, восседающего на осленке. Считается, что именно отсюда началось восхождение Мессии в Иерусалим. Сразу оцениваешь восточный колорит арабов-христиан и бойких гречанок. Повсюду раскачиваются в руках у паломников пышные пальмовые ветки – примета праздника. А в них желтовато-зеленые кресты, искусно сплетенные из длинных пальмовых листьев, у кого-то один или несколько, а у кого-то на пальмах раскачивается 15–20 крестов, нанизанных на каждый пальмовый лист. Кое-кто из наших русских паломников привез с собой из России наши скромные вербочки, как удивительно видеть их здесь – на знойном востоке!

И вот вся толпа трогается с места и начинается процессия Входа Господня в Иерусалим. Людей настолько много, что, когда идешь по древней каменной дороге, слыша молитвы и прославляющие слова на разных языках, вдруг веришь: Господь где-то здесь, в центре. Просто ты идешь в хвосте и не видишь Его – Пророка из Назарета Галилейского, который входит как Царь в Иерусалим.

Постепенно с Елеонской горы открывается незабываемый вид на Иерусалим, храмовую гору, где теперь на месте древнего Второго храма блестит только огромный купол мечети Аль-Акса, и Иосафатову долину, где, по иудейскому преданию, состоится Страшный суд, и потому места для захоронения стоят тут неимоверно дорого. В руках у арабов-христиан транспаранты, и это чем-то напоминает советские демонстрации. Понять, что написано арабской вязью, невозможно, остается верить, что это слова, славящие Христа, а не политические лозунги. Впрочем, арабы – горячо верующий народ, и некоторые в подтверждение своей веры совершают крестный ход босиком. Процессия спускается с Елеона в Гефсиманию – слева от нас Гефсиманский сад с древними маслинами и русский монастырь Марии Магдалины, чуть дальше справа – место Успения Божией Матери. Впереди возвышаются стены Старого города и Золотые ворота, через которые Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим. Они замурованы. Иудеи, не принявшие Спасителя, до сих пор ждут Мессию и верят, что он придет через эти Золотые ворота. Чтобы воспрепятствовать этому, несколько веков назад арабы замуровали ворота и устроили под ними мусульманское кладбище.

Поэтому вся процессия с пальмовыми ветвями в руках устремляется к Львиным, или Стефановым воротам – они названы так потому, что рядом находится место мученической кончины архидьякона Стефана – и поднимается к стенам древнего Иерусалима. Торжествующий крестный ход закончен. Господь вошел в Иерусалим как Царь Славы. А впереди Страстная, полная предательства и невыразимых страданий, позорная, мучительная смерть и Воскресение.

Автор: Юлия Успеньева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 16 =