Путь ветерана

«Благодаря этим закаленным духом людям наша страна была восстановлена из руин»

 Ветеран Великой Отечественной войны Игорь Косолапов почти полвека отработал инженером в научно-производственном центре «Полюс». Объект этот ранее был засекреченным, поэтому брали туда людей надежных. Предпочтение отдавалось фронтовикам: на предприятии трудилось несколько десятков ветеранов. Сегодня из них живут и здравствуют лишь единицы…

Уборка хлеба вместо уроков

Когда началась война, Игорь Тихонович был 16-летним подростком, готовился поступать в индустриальный техникум. Зачислили его и других ребят без экзаменов – конкурса не было: многих парней забрали в армию. Занятия начались лишь глубокой осенью – до первого снега учащиеся убирали хлеб и овощи. Мужчины из колхозов тоже ушли на фронт.

А в декабре 1942-го мобилизовали и Косолапова. Его и сверстников отправили не на поле боя, а в полковую школу, которая находилась в Абакане. Там парни почти год проходили военную подготовку, учились прицельно стрелять из пулемета и миномета. Потом новобранцев перебросили на передовую. Игорь Тихонович, младший сержант, по распределению попал на 3-й Украинский фронт в 108-ю гвардейскую дивизию, 305-й полк, пулеметную роту.

– Не успел я в части как следует устроиться – раздалась боевая тревога: в небе показался немецкий самолет, – вспоминает ветеран. – Я встал как вкопанный, смотрю, куда он полетит. Тут к пулемету подскочил солдат, видно, стреляный воробей, и открыл по самолету огонь. Вдруг треск пулемета стих, его сменил окрик бывалого: «Разиня, чего ворон считаешь?! Хватай коробку с патронами, тащи сюда!»

Свои боевые будни ветеран вспоминает со снисходительной улыбкой. При форсировании небольшой речушки, к примеру, он взвалил себе на плечи пулемет и побежал по льду. Но на середине реки провалился в полынью, чудом выкарабкался сам, вытащил и орудие… На берегу командир шутливо-серьезным тоном приказал: «В деревню шагом марш: греться, сушиться!»… Война для Игоря Тихоновича прошла без особых подвигов. Но некоторые ее драматические моменты больно врезались в память.

Картошка вернула к жизни

Один из таких моментов – форсирование Днепра: зима, студеная вода, шуга и полное отсутствие каких-либо плавсредств. Солдаты ходили по деревням, искали старенькие лодки, из досок сколачивали хлипкие плоты. Игорю Тихоновичу и нескольким его товарищам пришлось переправляться в каком-то ржавом «корыте». Просто чудо, что они остались живы под шквальным огнем неприятеля.

До берега тогда удалось добраться далеко не всем. Тем не менее наши солдаты смогли разбить фашистов. Но злую шутку с ними сыграла погода: ночью ударил лютый мороз, некоторые бойцы, изрядно промокшие при переправе, насмерть замерзли. Пулеметы покрылись коркой льда – как из таких стрелять? Тогда командир велел таскать орудия в ближайшую деревню, размораживать, протирать, смазывать… Словом, приводить в боеготовность.

– Когда я возвращался из деревни, – рассказывает Игорь Тихонович, – рядом рванула мина, осколок попал мне в голову. Я упал. Сколько пролежал без памяти – не знаю. Когда очнулся, побрел к своему лагерю. В медсанбате меня осмотрели и отправили вместе с другими ранеными в госпиталь в Мелитополь.

Контузия у Косолапова была сильная: он с трудом передвигался, отказывался от пищи. Был на грани истощения. Врачи растерянно разводили руками. На помощь пришел повар: он, весело подмигнув, спросил у молодого человека: «Что ты хочешь съесть?» «Картошку жареную с салом…», – вымолвил тот. «Сию минуту», – улыбнулся повар и вскоре принес ему сковородку с картошкой «по-домашнему». С тех пор к раненому вернулся аппетит, стали прибавляться силы…

Кошмары после войны

Когда Игорь Тихонович более или менее выздоровел, его отправили домой в Томск. Родные несказанно обрадовались – последние несколько месяцев от него не было ни слуху, ни духу. Но тут случилась новая напасть: демобилизованного стали мучить кошмары. Чудилось ему, будто немцы наступают, прямо в дом врываются.

– Положили меня в клинику нервных расстройств, успокоительные давали, – вспоминает ветеран. – Со мной в палате лежал крепкий с виду парень, он все время молчал, никого не замечал. Рассказывали, якобы он хлебнул лиха под Сталинградом. Из пекла битвы вышел без серьезных ранений, но повредился в уме…

Врачи, выписывая Косолапова из больницы, рекомендовали ему не напрягать голову, работать руками. Поэтому молодой человек некоторое время сапожничал, валенки подшивал. А когда психика окрепла, окончил техникум, поступил в политехнический институт. Позже его пригласили работать в НИИ электромеханики, ныне НПЦ «Полюс», где он практически с нуля создал и возглавил лабораторию коммутации.

Сибиряк и южанка

С особой теплотой и нежностью Игорь Тихонович рассказывает о своей супруге Ольге Федоровне. Их сблизила война. Коренной сибиряк Косолапов свой боевой путь начал в Новороссийске, где была сформирована его дивизия, а уроженка этого города Ольга с матерью эвакуировались в Томск.

– Женщины хотели уйти в партизаны, но их не взяли. Зато убедили покинуть город, так как на подступах к Новороссийску уже шли нешуточные бои, – рассказывает Игорь Тихонович. – Уезжали они налегке, захватив с собой лишь два чемодана вещей. Хорошо, что отправились по железной дороге, а не по морю: пассажирские суда немцы беспощадно бомбили.

В Томске Ольгу с матерью приютили знакомые. Девушка поступила в ТГУ на биолого-почвенный факультет, в то время он был исключительно «женским» – парни защищали Родину. На летней практике студентки собирали лекарственные травы, отправляли посылки на фронт. Некоторые дежурили в эвакогоспитале санитарками. После окончания университета Ольга Федоровна долго работала на кафедре преподавателем…

В прошлом году супруги Косолаповы отметили 60-летие совместной жизни. Они воспитали двух дочерей, нянчились с тремя внуками, а теперь умиляются маленькой правнучке.

– Просто удивительно, что люди послевоенного времени не боялись создавать семьи и растить детей, хотя была жуткая разруха и плачевная нищета, – восклицает Наталья Игоревна, дочь ветерана.

– Боевой путь моего отца был не очень длинным и героическим, – продолжает она. – Тем не менее война оставила на его личности свой отпечаток. Как и многие фронтовики, прошедшие через суровые испытания, он очень серьезно относился к учебе, к работе – к жизни вообще. Думаю, во многом благодаря этим закаленным духом людям наша страна была восстановлена из руин.

Александр Толокольников, председатель профсоюзной организации НПЦ «Полюс»:

– Игорь Тихонович является одним из старейших работников НПЦ «Полюс». Он трудился на предприятии с 1952 года, практически с момента его основания (в 1951 году). Косолапов внес существенный вклад в создание производственных площадей, оснащение их необходимым технологическим оборудованием. Он принимал активное участие в становлении испытательной базы предприятия.

Сегодня, накануне 65-й годовщины Великой Победы, в НПЦ «Полюс» насчитывается 11 ветеранов и 56 тружеников тыла. Ежегодно в День Победы предприятие их поздравляет, устраивает чаепитие и концерт художественной самодеятельности. В начале мая запланирован праздничный обед для защитников Родины. Им вручат цветы и подарки, будет накрыт стол с угощениями.

Фронтовикам оказывается и материальная помощь. В этом году участникам войны будет выдано по 5 тыс. рублей, а труженикам тыла по 2,5 тысячи. Мы не оставляем ветеранов без внимания и в дни рождения. Посещаем их на дому, поздравляем и дарим подарки. По просьбе ветеранов проводится и текущий ремонт их квартир. Мы помним всех, кто приблизил Победу в Великой Отечественной войне.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + шестнадцать =