Долгая дорога к себе

У изделий, выполненных в стиле корнепластики, всегда два автора – природа и человек. Природа создает исходный материал – изогнутые корни, причудливые наросты, а мастер формирует сюжет или целую композицию. Что из этого получается, томичи могут увидеть на выставке Владимира Денисова.

– Это первая и моя любимая работа, – начинает экскурсию по залу Владимир Денисов. – Вот корень засохшей пальмы, но если мы его перевернем, то увидим… мысли. Они точно так же в голове перемешаны и друг за друга цепляются.

Рассматривая работы Денисова, ловишь себя на оценке: незамысловато, по-детски, где-то даже примитивно. Вот, казалось бы, что проще – железная дорога из березовых веточек. И только узнав жизненный путь автора, понимаешь, насколько символичны для него эти рельсы… По этой дороге, не стесняясь свидетелей, напротив, раскрывая душу, Владимир постепенно возвращается к себе.

Из актеров – в солдаты

– Я не учился мастерству корнепластики – само пришло, – констатирует Денисов. – У меня вообще из образования лишь школьная скамья, хотя амбиций было достаточно. В молодости рванул штурмовать Щукинское, хотел стать актером. Увы, не приняли. Единственное, о чем сожалею, что не предпринял вторую попытку. Может, и вышел бы из меня пародист. Хотите, Горбачева покажу? (Через секунду перед нами Михаил Сергеевич собственной персоной: речь, жесты – в копеечку. – Прим. авт.) – Потом пошел в армию. После службы был совхоз, Дворец спорта, а потом грянула перестройка…

Из бизнеса – в запой

В коммерцию Денисов пошел не по зову сердца, а по воле обстоятельств: оставшись в 90-е без работы, выживал как мог. Стал торговать, достиг на этом поприще успеха – открыл три обувных магазина. Казалось, все неплохо, но… 

На тот момент понятие «крыша» было знакомо каждому коммерсанту: платили за все. Попытался как-то выяснять, за что очередной «взнос», и получил по полной: машина пропала, склад, куда только привез товар на огромную сумму, сгорел, а потом оказалось, я еще и должник. Выбора не было – отдал. Остался без штанов. Начинать все с нуля не стал. Не было ощущения, что коммерция – это мое.

Заливая горе, Владимир не заметил, как ушел в запой, продлившийся более пяти лет. И это еще раз ударило по Денисову – отвернулись, не выдержали самые близкие.

– Все знают, что бросить пить сложно. Не то слово, скажу я вам! Когда выходишь из состояния небытия и возвращаешься к реальности, становится страшно: мир другой, его не узнаешь, здесь нужно бороться, а сил-то нет… Я помню тот день, помню внутреннюю дрожь и метания: выпить и вернуться туда, в темноту, или все-таки карабкаться и ползти к свету… Стимулом стали воспоминания – как много я уже потерял, и сильнейшим толчком мысль – осталось всего ничего, чтобы окончательно потерять себя.

Из темноты – к свету

Через месяц Денисов уже работал – охранял строительный объект (впрочем, это до сих пор его хлеб. – Прим. авт.).

– В сторожке, можно сказать, начались поиски нового себя. Работа пришлась весьма кстати: я один, никто не мешает заниматься самокопанием, вокруг тишина. Рядом лес, где такой отрезвляющий воздух, видимо, он и наполнил мою душу творческими позывами. Выйду из сторожки, посмотрю на корягу, а вижу композицию. Так и мастерил ночами в вагончике. Помню, рабочие заходят в вагончик, и первая фраза: «Даже материться при виде этой красоты язык не поворачивается».

А спустя два года там же, в вагончике, прошла моя первая «выставка». Помню, ждет прораб проверяющих и переживает, что убрать все как следует не успеваем. Я сказал, что уж свое-то рабочее место за ночь постараюсь привести в надлежащий вид. Разложил, развесил работы. Является комиссия. Ревизор обомлел: «Сорок лет стройплощадки проверяю, но подобного не видел». Насколько я понял, он и замолвил где-то за меня словечко, ведь вскоре меня нашли люди из департамента культуры и организовали выставку в музее. Скомканная она какая-то вышла, мне было жутко стыдно, казалось, люди посмеиваются над моими композициями. Я тонул в своих комплексах, видимо, еще не был готов делиться сокровенным, – делает вывод мастер-самоучка. – Эта выставка у меня вторая, и ощущения другие: интересно наблюдать за посетителями. Я ловлю моменты, когда, разглядывая композиции, человек задумывается. Для меня это очень важно, ведь, как однажды мне сказал один художник, «если работа не рождает у людей мыслей, ее нужно выбросить».

 

Где посмотреть?

Выставка «Фантазии Денисова» будет идти во Дворце народного творчества «Авангард» до 29 мая. На ней представлено 160 работ мастера корнепластики. Для создания композиций автор использует только природный материал – доминируют корни, для декора часто идет обычная соль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *