По чьей вине томичи гибнут и калечатся на производстве
28 апреля более чем в ста странах мира отмечали День охраны труда. Официально он был объявлен в 2003 году, однако идея появилась гораздо раньше. Она берет начало от Дня памяти погибших работников, проведенного в 1989 году трудящимися Америки и Канады. Для нас эта проблема особо актуальна: многочисленные нарушения правил охраны труда работниками и руководством нередко приводят к трагическому исходу.
Страдают «старички» и новички
Как показывает практика, чаще всего несчастные случаи на производстве происходят либо с весьма опытными работниками, либо с теми, кто только-только начал осваивать профессию. Красноречивым подтверждением этому является трагедия, произошедшая в июне 2009 года с газосварщиком ООО «ПКЦ Север» Андреем С.
– Летом прошлого года эта организация проводила демонтажные работы в одном из старых цехов ТНХК, – рассказывает сотрудник следственного отдела по городу Томску СУ СКП РФ по Томской области Константин Коваленко. – Четверо работников должны были срезать металлические трубы, расположенные на высоте около шести метров.
Перед демонтажем главный инженер ПКЦ «Север» был обязан провести соответствующий инструктаж, но не сделал этого. Понадеялся на большой опыт бригады, рассчитывал, что работники сами справятся. Не справились. Газосварщик, который работал без страховочного пояса, сорвался и упал с большой высоты на бетонный пол. Мужчина получил тяжелую черепно-мозговую травму и сложный перелом бедра. Он выжил, но стал инвалидом первой группы.
Результаты проведенной проверки указывали на наличие в действиях главного инженера «Севера» признаков состава преступления, предусмотренного частью первой статьи 143 УК РФ – «Нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое были возложены обязанности по соблюдению данных правил, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека».
Для виновного эта история закончилась относительно благополучно. В суде стороны примирились, но предприятию пришлось выплатить пострадавшему большую компенсацию.
– Как показывает опыт, крупные неприятности чаще случаются либо с опытными людьми, переоценившими свои возможности, либо с новичками, – продолжает следователь Константин Коваленко. – К примеру, в 2009 году пострадал новоявленный сотрудник ООО «Пластик-М» Евгений М. В тот момент, когда он начал вставлять лист пластика между формирующими валами, его руку затянуло внутрь. В результате работник лишился трех пальцев.
После этого ЧП нами также была проведена проверка. Изначально в действиях должностных лиц усматривались признаки состава преступления. Но при более детальном исследовании обстоятельств выяснилось, что наш пострадавший скромно умолчал о степени своей вины. Все необходимые инструктажи он прошел, имел допуск к самостоятельной работе, однако же правила безопасности проигнорировал. Результат известен. Возможно, М. подвело отсутствие опыта. Самостоятельно он успел поработать всего неделю.
Спасся только начальник
Порой грубое нарушение правил безопасности заканчивается не только инвалидностью, но и гибелью людей. В октябре 2009 года трагедия произошла на Урманском нефтяном месторождении, расположенном в трехстах километрах от Парабели. В тот момент, когда двое рабочих ООО «Запсибхимзащита» проводили обезжиривание внутренней поверхности 200-кубометровой емкости для сепарации газа, произошел взрыв. Оба скончались на месте. По факту произошедшего возбудили уголовное дело.
– В составе бригады было три человека: мастер, маляр и бригадир (он же гендиректор), – рассказывает руководитель Парабельского межрайонного следственного отдела СУ СКП РФ по Томской области Петр Харькив. – Вопреки всем существующим правилам и здравому смыслу, перед тем как начать распыление бензина работники внесли внутрь емкости фонарь мощностью 1000 ватт (в невзрывозащитном исполнении). Предположительно, один из них дернул фонарь, из-за чего отошел провод, возникла искра… Взрыв был такой силы, что маляр и мастер погибли на месте. Бригадира спасло то, что он находился снаружи.
Нами было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 143 УК РФ. В настоящее время расследование обстоятельств трагедии продолжается. Должностные лица, ответственные в данной организации за охрану труда и допустившие столь грубое нарушение, понесут наказание в соответствии с законом.
– Нередко руководители пытаются возложить ответственность за несчастный случай на самих рабочих, – продолжает Петр Игоревич. – На самом деле чаще виной всему глава предприятия: если он не придает должного внимания безопасности, то и все остальные распоясываются. Вырабатывается стойкое пренебрежение к соблюдению правил охраны труда. Но ведь эти правила действительно «написаны кровью»! Они появились на основе расследований каких-то происшествий, несчастных случаев. И только неукоснительное соблюдение этих правил позволяет избежать повторения трагедии.
Цифры говорят
За последние полтора года (с момента создания следственного управления) было возбуждено 10 уголовных дел по факту нарушения правил охраны труда, повлекшего за собой вред человеческому здоровью, либо и вовсе закончившихся смертельным исходом. Из них 4 уголовных дела – в городе Томске.
Был случай
Пролетел восемь этажей и выжил
Несколько лет назад в первую городскую больницу доставили монтажника-высотника, упавшего в шахту лифта строящейся девятиэтажки. То, что мужчина выжил, казалось невероятным.
– Мы ночью работали, – пояснил врачам 47-летний Сергей К., – освещение, конечно, установлено, но фонари старые, работают плохо. Я работал без обвязки на восьмом этаже, оступился и сорвался в шахту, она была не огорожена. По идее, должен был погибнуть, но спасли деревянные перекрытия, установленные между этажами. Я когда летел, их все пробил до самой земли.
То, что ему крупно повезло, монтажник отлично понимал. Подобные «скоростные спуски» обычно заканчиваются похоронами, а он отделался переломом бедра, голени и сотрясением головного мозга.
– Это еще что, – рассказывал Сергей навестившим его журналистам, – вот мой коллега как-то выпивший работал и тоже в шахту упал. Так он пока летел, аж из фуфайки вывалился. Думали, конец ему, вызвали скорую, доставили в больницу, а он оттуда сбежал.