Смотри, что заливаешь!

Ежедневно на интернет-форумах появляются пугающие сообщения о том, что, заправившись топливом на АЗС, водитель с машиной попали в безвыходную ситуацию – застучал двигатель, «сгорели» свечи, полетел бензонасос. Большинство таких сообщений – черный пиар конкурентов или сладкая месть работников станции, недовольных действиями администрации. Но в этом потоке негативной информации есть и реальные случаи, когда на вполне приличных автозаправочных станциях в баки автомобилей вместо топлива заливается неудобоваримое для моторов зелье.

 Давайте подумаем, как такое возможно сегодня? Раньше, в 90-х годах, когда на трассах повсеместно стояли «коровы» – так называли бензовозы, которые за наличку заправляли всех желающих сомнительным содержимым своих цистерн, – случаи обмана и продажи суррогата были практически нормой. Мечталось разве что получить «меньшее из зол». Но откуда сегодня, когда любая сеть АЗС дорожит своим честным именем, а борьба идет буквально за каждого клиента, берутся случаи продажи некачественного топлива?

 Проследим путь бензина или дизтоплива от НПЗ (нефтеперерабатывающего завода) до бака нашего автомобиля.

 Произведенное топливо (будем считать, что оно соответствует ГОСТу), отправляется на нефтебазы. Оно может транспортироваться либо по трубопроводу, либо в железнодорожных цистернах. Иногда используются нефтеналивные суда – баржи или танкеры. Проблема в том, что посредники, то есть те, кто топливо транспортирует и хранит, не всегда обеспечивают чистоту, герметичность резервуаров и условия хранения и перевозки топлива. А если в цистерне раньше был мазут, а сегодня в ней находиться АИ-98? Да что там, мазут – это еще цветочки. На стенках резервуаров может быть все что угодно, включая твердые абразивные вещества.

 Поехали дальше. На нефтебазу приезжает бензовоз покупателя – той самой сети АЗС, где мы будем заправляться. Нам Также неизвестно, что внутри этого бензовоза ездило ранее, особенно если сеть АЗС арендует технику у сторонних перевозчиков.

 Последний этап – топливо надо слить с бензовоза в резервуары, установленные на АЗС. Это должно происходить только через специальную герметичную соединительную муфту, чтобы из топлива не улетучивались легкие фракции. Давление при этом регулируется специальными «дыхательными» клапанами на резервуарах. Но это довольно долгий процесс. Автору этих строк приходилось видеть, Известны случаи, когда для «ускорения» слива горе-операторы открывали настежь основной люк резервуара АЗС и забрасывали туда шланг с бензовоза! А потом половина маленького городка, где это происходило, не могла по утреннему морозцу завести свои авто – легкие фракции безвозвратно улетучились при таком «ускоренном» методе слива!

 Надеюсь, читателям стало понятно, где может теряться качество топлива даже при отсутствии злого умысла. А ведь и он, умысел, случается… Мудрость поговорки «У семи нянек дитя без глазу» еще раз нашла свое подтверждение. И вот в нашем баке плещется не совсем то, за что мы платим 20–25 рублей за литр. Вернее, совсем не то…

 Гораздо лучше ситуация с качеством топлива обстоит у тех компаний, где весь цикл от нефтяной скважины до заправочного пистолета находится под единым контролем. Одним из примеров такой консолидированной структуры является компания «Газпром нефть». Нефть, добытая компанией из скважины на просторах Ханты-Масийского автономного округа, поступает на Омский нефтеперерабатывающий завод – одно из лучших предприятий России с глубиной переработки нефти до 85%. ОНПЗ также входит в состав «Газпром нефти» и является серьезным активом компании. На предприятии освоен выпуск высокооктановых бензинов «Премиум-Евро-95» и «Супер-Евро-98», применение которых снижает износ двигателя, улучшает его динамические характеристики и экономичность вкупе с экологичностью. Это достигается главным образом снижением в топливе содержания серы и бензола – опасного канцерогена. Согласно новому техрегламенту, в ближайшие несколько лет эти новые высокооктановые бензины должны полностью заменить на рынке привычный «Регуляр-92». Такая смена позволит значительно улучшить экологическую ситуацию в крупных городах, поскольку выпускаемые на ОНПЗ бензины «Премиум-Евро-95» и «Супер-Евро-98» соответствуют нормам Евро-3 и Евро-4, в то время как лучшие образцы «Регуляр-92» российского производства укладываются только в нормы Евро-2.

 Дизтопливо, произведенное на ОНПЗ, тоже становится более экологичным. «Солярка» с цетановым числом в 45 единиц должна исчезнуть с российских АЗС в течение трех лет, а на смену ей должно прийти топливо европейского класса с ЦЧ не менее 47 (зимнее и арктическое) и 51 (летнее). Уже сегодня ОНПЗ предлагает 7 видов дизельного топлива.

 Мощности по транспортировке, хранению и реализации топлива также контролируются компанией. Ведь она прямо заинтересована в том, чтобы до потребителя дошло чистое и качественное топливо.

Ребрендингом – по бездорожью

В 2009 году компания начала процесс масштабного ребрендинга автозаправочных станций по всей России. Данный проект компания планирует завершить до конца 2011 года. В Томске пока работает одна АЗС под новым брендом, но до конца 2010 года все АЗС «Сибнефть» получат новое оформление, и к 2011 году в Томской области будет 12 АЗС «Газпромнефть».

 Проект ребрендинга предполагает не только изменение внешнего вида, но и многогранный сервис. Предприятие «Газпромнефть-Кузбасс» («дочка» «Газпром нефти», управляющая АЗС «Сибнефть» и «Газпромнефть» в Кузбассе, Томской области и Красноярском крае) отдает предпочтение крупноформатным автозаправочным комплексам, которые включают множество сопутствующих услуг: заправка стеклоомывающей жидкостью, подкачка шин, быстрый автоматический пылесос, магазин с широким ассортиментом продуктов и дорожных товаров, кафе.

 

Материал предоставлен пресс-службой ОАО «Газпром нефть».

Реклама

Марк Паверман

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − 10 =