Мертвая петля

Томск поставил рекорд в снижении уровня суицидов

 

Долгая, нудная, холодная зима 2010-го и затянувшийся до бесконечности переход в весну истрепали людям нервы, а особо впечатлительных вогнали в беспросветную тоску. На этом фоне не удивляли попытки некоторых томичей свести счеты с жизнью.

Март: решила прыгнуть с Коммунального моста молодая женщина. Апрель: поджег себя 20-летний парень в Бакчаре. Май: еще один прыжок с моста… Кажется, природные катаклизмы должны были привести к аномальной концентрации депрессий и, как следствие, к невероятно высокому числу суицидов. Но напротив, Томск поставил своеобразный рекорд в снижении уровня печального явления.

 

Впереди России всей

 

Тенденция падения количества суицидов наметилась в Томске еще в 2004-м. Это произошло не случайно, а стало следствием многолетней профилактической работы, объединившей психотерапевтов, психологов, наркологов, социальных работников.

В городе было развернуто обучение врачей первичного звена навыкам распознавания депрессии, организованы телефоны доверия, созданы амбулаторное и научно-методическое подразделения в комплексном центре социального обслуживания населения на ул. Мокрушина… То есть появилась разветвленная межведомственная сеть неотложной антикризисной социально-психологической службы. Появилась, разумеется, тоже не случайно. Одним из идейных вдохновителей и главных двигателей активной атаки на тяжелое по своим последствиям явление (и для личности, и для общества) стал заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии ФПК и ППС СибГМУ, член образовательной секции Всемирной психиатрической ассоциации, доктор медицинских наук, профессор Николай Корнетов. Действовал он, конечно, не один. Его поддержали руководство медуниверситета (Вячеслав Новицкий), областной клинической психиатрической больницы (Александр Агарков), департамента соцзащиты (тогда – Людмила Эфтимович), другие учреждения и многие коллеги-единомышленники.

В итоге Томск добился поразительных результатов. Если ВОЗ считает критической цифрой 20 случаев суицида на 100 тысяч населения, то в Томске в 2009 году этот показатель составил 7,5. Для сравнения: Москва – 11–12 случаев, Санкт-Петербург – 18.

 

«Село» умирает чаще

 

Добиться такого же позитивного эффекта в районах области, по словам профессора Корнетова, пока не удалось. Средний показатель здесь 20,4 случая на 100 тысяч населения. Тенденция превышения числа самоубийств среди сельских жителей характерна для всей России. Если, скажем, в Томске в 2008 году произошло 50 суицидов, то в районах, где проживает примерно равное с областным центром количество людей, их было 199. В печальных лидерах по абсолютным числам идут Томский, Асиновский, Каргасокский, Верхнекетский, Первомайский районы. Причина дисбаланса между городским и деревенским населением – бедность и беспросветность существования последнего. Кардинальные перемены в государственном устройстве, произошедшие в стране за два с половиной десятилетия, повлекли за собой нравственные и физические потрясения, резкое расслоение по доходам, безработицу, разочарования, крушение надежд, психические стрессы… Но если городское население, понеся значительные потери, сумело кое-как приспособиться, то сельское оказалось менее адаптивным. В значительной своей части оно потеряло почву под ногами, утратило уверенность в будущем, ушло в алкоголизм. Картинка с экрана телевизора: в Черной Речке паника в связи с паводком, крупным планом – лицо мужика, сидящего на крыше с папиросой в зубах. Народ суетится, а у него – ноль эмоций. Спешить некуда. Спасать нечего. Тупик.

Впрочем, антикризисная служба потихоньку добирается и до районов области. При поддержке администрации Шегарского района впервые в России было положено начало «сельской суицидологии» с организацией социально-психологической поддержки населения. Затем аналогичные службы появились в Кожевниковском, Кривошеинском, Парабельском районах. В Верхнекетском и Молчановском заработали телефоны доверия, сотрудники социальных служб прошли ликбез по распознаванию депрессий у своих подопечных… Возможно, через пару десятилетий (ровно такой срок ушел на достижение антисуицидального рекорда в Томске) удастся изменить ситуацию и в селах.

 

ВОЗ бьет тревогу

 

В большинстве развитых стран депрессии стали наиболее распространенным расстройством, а самоубийства за последние сорок лет приобрели характер «большой эпидемии». Сегодня они являются одной из глобальных проблем всего человечества и тяжелым бременем для общества. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, если ими серьезно не заниматься, они займут лидирующие позиции среди причин убыли населения.

 

На постсоветском пространстве Россия занимает третье место после Литвы и Белоруссии по количеству суицидов. Ежегодно 60 тысяч россиян сводят счеты с жизнью.

 

Как распознать у себя депрессию

Если более двух недель у вас устойчиво пониженное настроение, нет интереса к жизни, утрачена способность получать удовольствие, нет желания что-либо делать, заторможенность, повышенная обидчивость, ранимость, чувство неполноценности, потеря аппетита, бессонница, снижение веса – пора к врачу.

 

Как помочь себе и близким

Постараться вернуться к тому, что приносило радость в детстве и юности. Посещать театры, музеи, выставки. Заниматься спортом, физкультурой, хотя бы просто пинать мяч.

Хорошие «антидепрессанты» – дети до 12 лет, домашние животные.

В межсезонье (весна, осень) можно есть побольше шоколада, бананов – в них содержится серотонин, вырабатывающий гормон радости.

Если не помогает – обратиться к врачу.

 

Российские мужчины совершают суицид в 6 раз чаще, чем женщины. Наиболее часто – в возрасте от 45 до 54 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 6 =