Валентина Артемьева
Фото: Артем Изофатов
В крупнейшем хозяйстве Кривошеинского района все сосредоточено на подготовке к весенне-полевым работам.
-Наша главная задача сейчас – создать почву для получения хорошей кормовой базы. Чтобы безбедно прожить следующий год. Я не забыл прошлую осень, – руководитель СПК «Белосток» Паруйр Яврумян гонит от себя тяжелые воспоминания. – По 2015 году мы поняли, сколько надо сеять зерновых, какие культуры и в каких объемах. Под кормовые культуры у нас уходит около 6 тыс. га. Половину площадей отдаем под сеяные однолетние травы, вторую – под многолетние. Кривошеинский район – это не Алтайский край, не Новосибирская область и даже не Кожевниковский район. Наше хозяйство расположено в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поэтому нам сложнее создавать желаемую кормовую базу. Та же кукуруза растет и созревает куда хуже, чем у моего хорошего друга из Дубровки.
Проектная мощность
Паруйр Яврумян признается, что для его предприятия наступает время «Ч» – пора платить по счетам.
– Мы вошли в стадию гашения кредитов, сейчас у нашего хозяйства 400 млн рублей заемного долга, – рассказывает руководитель СПК «Белосток». – Ежемесячно с процентами отдаем по 11 млн рублей. Это тяжелое бремя, не дай бог, в Федерации или области что-то переиграют и мы не получим субсидирования по процентным ставкам. Если бы не поддержка консолидированного бюджета, наш долг составлял бы не 400, а 700 млн рублей.
Государство помогло хозяйству и в приобретении техники, и в строительстве животноводческих корпусов. Все логично: областные власти решили, что нужно поддерживать тех, кто работает и стремится к развитию. «Белосток» уже вышел на проектную мощность: в сутки здесь доят 25 тонн молока с высоким содержанием белка.
Сейчас перед специалистами хозяйства стоит непростая задача: наладить собственное воспроизводство скота. Чтобы появившиеся уже на Томской земле телята как биоматериал были не хуже своих заграничных родителей.
– Если мы сможем отработать на уровне прошлого года, получить хороший приплод и подготовить наших животных на 2017 год, тогда будем считать, что у нас что-то получилось, – рассуждает Паруйр Яврумян. – А пока говорить об успехах еще рановато, жизнь покажет.
Помощь с Камчатки
Новый молочный комплекс обслуживает 65 человек. Всего в хозяйствах «Белостока» 220 сотрудников. У директора не болит голова за инженерные службы: здесь с кадрами все в ажуре. До последнего момента не хватало специалистов в области животноводства, но и эту брешь хозяйство потихоньку закрывает.
– Вот ждем двух ветеринарных врачей, одного из Алтайского края, другой переезжает к нам с Камчатки, – Яврумян не скрывает удовлетворения от положительного решения непростого кадрового вопроса. – У нас уже работают специалисты из Кемерова и Казани. Команда формируется, и это дает нам надежды на будущее.
Завлекая профессионалов со всей России, Паруйр Яврумян обещает им не только достойный заработок, но и благоустроенное жилье. В базовом селе «Белостока» – Пудовке – будет построено десять квартир и общежитие на шесть комнат гостиничного типа. Работы на нулевом цикле уже завершены. С наступлением тепла строители приступят к возведению стен.
Под всевидящим оком
Средняя заработная плата в хозяйствах «Белостока» приближается к 20 тыс. рублей, а в молочном комплексе – около 30 тыс. Специалисты получают от 30 до 50 тыс.
– Я работаю руководителем уже 20 лет и с полной ответственностью могу сказать: у нас не принята «мухлевая» зарплата, зарплата в конверте. У нас все прозрачно и понятно для коллектива: отпуска, больничные, бесплатное питание, – Паруйр Яврумян приоткрывает бухгалтерскую кухню. – Есть только одно но: государство не компенсирует нам северные надбавки, поэтому я нахожусь в худшем положении, чем сельхозпроизводители с юга Томской области. По закону моим сотрудникам полагается 48 дней отпуска, а не месяц. Поэтому я вынужден, чтобы компенсировать отпускников, держать не 10–12, а 15 дополнительных сотрудников. Но с другой стороны, у нас, приравненных к северным территориям, суммы дотаций на молоко на два-три рубля выше, чем у южан.
Три месяца назад на молочном комплексе было установлено 30 камер видеонаблюдения. В конце февраля добавили еще с десяток – для полного контроля всей технологической цепочки. В кабинете Паруйра Яврумяна висит приличных размеров плазма, выполняющая и роль монитора. На экран выведены камеры с мастерских, гаражей и, конечно же, со всех шести секций, где осуществляется дойка. Теперь он может наблюдать за работой своих подчиненных в режиме онлайн.
цифра
2 млн рублей налогов в месяц платит СПК «Белосток».
Скатерть-самобранка для буренки
Два года назад Паруйр Яврумян присмотрел на международной выставке в Москве самоходный смеситель-кормораздатчик фирмы Siloking. Машина рассчитана на 1?200 голов. В день она делает три-четыре замеса: 20 минут – и деликатесное блюдо для айрширов готово.
На данный момент среди аграриев Томской области только предприниматель из Пудовки владеет подобным чудом немецкой техники. Позволить себе современную скатерть-самобранку для буренок способен не каждый фермер – кормосмеситель стоит 260 тыс. евро.
Посмотреть, как ведет себя уникальная машина в далекой Сибири, из Баварии приехал представитель компании Siloking Александр Книппель.
– Этому комбайну уже два года, я приехал оценить его техническое состояние, как он работает в ваших северных условиях, – рассказал Александр. – Сразу видно, что комбайн находится в отличном состоянии и содержании. К сожалению, из-за дороговизны эта машина пока не стала массовой у российских животноводов.
Немецкие производители поставили в нашу страну не более 80 единиц кормораздатчиков компании Siloking, 15 из них приобрели хозяйства Алтайского края, Новосибирской и Томской областей.
Доярка из Пудовки
– Вот моя подруга пришла, – улыбается оператор машинного доения Татьяна Трофимова.
Клички айрширским красавицам из-за сложности произношения не дают, они все пронумерованы. Своих любимиц доярка узнает по бирке и… по вымени. В день посещения фермы корреспондентами «ТН» любимая буренка Татьяны дала 22,2 литра – максимальный надой за смену.
В новом комплексе доярка работает около года.
– Наше дело – качественно выдоить всех коров. На старой ферме мы сами загоняли коров, привязывали их, чистили перед началом дойки, – рассказывает доярка из Пудовки. – У каждой было от 30 до 50 голов и всего два аппарата, вот мы доили их часа три.
В новых условиях Трофимова с двумя напарницами в течение 12-часовой смены без особых усилий успевает обслужить 830 животных. Айрширы находятся на беспривязно-боксовом содержании в шести секциях, в каждой установлено по 32 доильных аппарата немецкого производства. Чтобы пропустить через них 130–160 голов (столько находится в секции), оператору требуется от часа до полутора. Над каждым аппаратом висят счетчики, показывающие, сколько литров дала каждая буренка. После дойки их обязательно обрабатывают и отправляют на отдых. А доярки приступают к наведению чистоты в доильной яме. Из Пудовки весь объем молочного сырья поступает на северский завод «Деревенское молочко».