22 июня – День памяти и скорби
Поводом к написанию этих воспоминаний послужило не только отмечаемое нынче 65-летие Победы, но и еще одно обстоятельство. Открыв учебное пособие для поступающих в вузы «История России с древнейших времен до конца ХХ века» (Москва, 2004 г.), я глазам не поверил – ни строчки о героической обороне Брестской крепости! Как же так?! Крепость стала символом стойкости и массового героизма народа, а о ее славных защитниках ни слова…
Мне довелось встречаться с одним из защитников Брестской крепости, о нем я и хочу рассказать томичам.
Встреча
1965 год. Страна празднует 20-летие Победы над фашистской Германией. Командование Московского военного округа, где я тогда служил, устроило встречу с Героем Советского Союза, легендарным защитником Брестской крепости Петром Михайловичем Гавриловым.
По воспоминаниям Петра Гаврилова был создан художественный фильм «Бессмертный гарнизон», который я смотрел в детстве. Но увидеть и услышать самого легендарного героя! Затаив дыхание, слушали мы в армейском клубе рассказ о мучительно тяжелых эпизодах обороны крепости …
Как особую ценность храню фотографии с той встречи и автограф героя в моем комсомольском билете. Дрожащей левой рукой (правая почти не работала после контузии) Петр Михайлович на последней странице билета медленно выписывал – «Гаврилов»…
Война!
44-й стрелковый полк, которым командовал Петр Гаврилов, был передислоцирован в Брестскую крепость в апреле 1941-го. К моменту нападения гитлеровских войск в крепости находилось порядка 3,5–4 тысяч человек. Остальная часть войсковых подразделений была отведена в тыл на обычные весенне-летние учебные маневры, а командный состав почти весь находился на штабных учениях.
22 июня в 3 часа 15 минут по позициям Красной армии ударила немецкая артиллерия, армада самолетов с крестами на фюзеляжах вылетела на бомбардировку советских укрепрайонов и населенных пунктов. Началось форсирование Буга бронетанковой дивизией армии Гудериана.
Гаврилов вспоминал потом, что знал о близости войны, но, как и миллионы советских людей, надеялся на лучшее… Проверив караулы, пошел домой. Дома уже все спали. Завел будильник на 5 часов утра и лег спать. Проснулся под оглушительные разрывы снарядов. Надежда на лучшее рухнула… Наспех собрался, попрощался с сыном и женой. С пистолетом ТТ в руке побежал в крепость. Там в дыму и гари бегали люди, кричали что-то, стреляли куда-то, не понимая, что творится вокруг…
Он знал, что надо прорваться через главный выход из крепости, и предпринял атаку со своими бойцами. Но выходы были уже блокированы немцами, пришлось отступить и перейти к обороне.
«Я крепость! Ведем бой!»
К 9 часам утра гитлеровцы, окружив крепость, ворвались в нее со всех сторон, предвкушая быструю победу.
Майор Гаврилов вместе с капитаном Касаткиным сумел организовать оборону, обеспечив красноармейцев оружием и боеприпасами. Узнав, что в Восточном форте оказалась группа бойцов порядка 300–400 человек, Гаврилов с Касаткиным побежали туда. Вскрыли оружейные склады, Гаврилов сформировал три роты, организовал командный пункт и установил связь. Выдали в эфир открытым текстом: «Я крепость! Ведем бой! Ждем указаний», но ответа не было…
Немцы атаковали форт по 6–8 раз в день, устраивали дымовые атаки, скатывали с валов, окружающих крепость, бочки с горючей смесью и взрывали их гранатами. И все же всякий раз фрицы откатывались назад.
В первый же день немцы разрушили водопровод. Бойцы пробивали цементные полы, и сквозь землю просачивалась вонючая, не годная к употреблению вода. Чтобы хоть как-то утолить жажду, высасывали влагу из сырого песка, лизали отпотевшие стены… Смельчаки предпринимали ночные вылазки к реке, чтобы наполнить фляги и каски водой. Гитлеровцы включали прожекторы и поливали наших солдат свинцом. В жутких условиях женщины и дети помогали раненым бойцам, как могли и чем могли. Не хватало медикаментов, пищи. Дети плакали от страха…
На восьмой день обороны, вспоминал Гаврилов, он на собрании бойцов доложил обстановку: немцы предлагают сохранить жизнь тем, кто захочет сдаться в плен. После секундного затишья стали подниматься руки: «Будем драться до конца», «Коммунисты не сдаются», «Комсомольцы тоже!»… В протокол собрания записали: «Стоять насмерть!».
Тем временем фашисты подтянули свежие силы, мощную артиллерию. Стены подвалов, как выразился один боец, от взрывов «колыхались, как детские люльки».
Последний бой
29 июня мощная авиабомба пробила своды каземата крепости и попала в склад боеприпасов. Рухнули стены, засыпавшие заживо многих красноармейцев. Гаврилов был оглушен и контужен. А гитлеровцы, прочесывая казематы, искали неуемного майора. Спасала его нора в стене, в которую он заползал после ночных вылазок. Однажды немцы подобрались совсем близко, майор выстрелил в них из пистолета, фашисты метнули гранату в бойницу, рядом с которой находился Гаврилов, и тот потерял сознание…
Это был его последний бой в крепости. Но та еще продолжала сражаться до августа 1941 года. В боях погибло около 3 тысяч наших солдат и офицеров.
Гаврилова немцы взяли в плен на 32-й день войны. Тяжело раненного, измученного болезнью и голодом, доставили его в лагерь военнопленных. Весной 1942 года Гаврилова переправили в Польшу, а затем в Германию, в концлагерь Хаммельбург. (Кстати, в это же время там находился и старший лейтенант Яков Джугашвили. А еще в Хаммельбурге Гаврилов встретился с генерал-лейтенантом Карбышевым).
Весной 1945 года Петр Гаврилов был освобожден из плена. Он прошел государственную проверку и был восстановлен в звании майора. В январе 1957 года указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Умер Петр Михайлович 26 января 1979 года. Как и положено Герою, его похоронили с воинскими почестями – в Бресте.
Александр Гуськов
Об авторе
Александр Петрович Гуськов, ветеран труда, младший советник юстиции в отставке. Работал на химическом комбинате «Маяк» (г. Озерск), в органах прокуратуры Свердловска, Челябинска, ЗАТО Трехгорный, ЗАТО Северск.
Служил: ВВ МОБ РСФСР, г. Москва.
Справка «ТВ»
Указом Президента РФ от 8 июня 1996 года 22 июня объявлен Днем памяти и скорби. На территории Российской Федерации приспускаются государственные флаги. Всем учреждениям культуры, теле- и радиоканалам рекомендовано в этот день не включать в программу развлекательные передачи.