Велу время

 Корреспонденты «ТВ» провели отпуск, крутя педали

 

Велотуризм все популярнее – в Интернете можно найти массу предложений отправиться в поход. В одном из таких – под названием «Два Алтая» (начался 12 июня около Усть-Семы в Горном Алтае и завершился 20 июня в п. Колыванское Алтайского края) – побывали корреспонденты «ТВ».

Из девяти суток, запланированных на путешествие, восемь заняла довольно жесткая велочасть. Иной день проезжали по 100 км! Мелочь для асфальтовых дорог… Но когда речь идет о плохой гравийке, грунтовке, а то и вовсе тракторной колее средь чиста поля, которая еще и постоянно идет вверх, – преодоление таких дистанций кажется задачей крайне трудновыполнимой. Зато какие виды вокруг! И какой кайф в конце пути сказать себе: «Да, ты это сделал!»

 

Мокрый старт

Алтай встречает проливным дождем. Только пару часов назад мы впервые увидели друг друга на привокзальной площади Барнаула – 23 отчаянных путешественника, – а уже стараемся вести себя как одна команда. «У кого есть разводной ключ?!» «Ё-моё, колесо спустило!»… Наперегонки с тучами прикручиваем педали и ставим на место рули – для более комфортной транспортировки велосипеды пришлось разобрать. Помогаем друг другу кто чем может. Впрочем, опередить дождь все равно не удается.

Под ливнем – небольшой инструктаж, распределение общественных харчей (рюкзаки сразу становятся неподъемными) и отправление. От Усть-Семы – в сторону Кудатинского перевала, затем до реки Кумир, поселка Сентилек, дальше – к озеру Белому… Около 450 км по «двум Алтаям» – горному и степному, кое-где дорогами, которые и на карте-то с трудом можно отыскать. На все про все – 9 дней. Нас предупреждают: маршрут для начинающих, но ждать можно всего, чего угодно.

«Все что угодно» случается сразу. Небо совсем обозлилось: льет-льет-льет. В планах на день первый – 50 км по асфальту. Кажется, плевое дело. Но вскоре наша одежда окончательно промокает, и мы принимаем решение разбить лагерь. Ливень не прекращается всю ночь – да такой, что даже штормовые палатки промокают. Честно признаться, не очень приятно с утра засовывать сухие ноги в насквозь промокшие кроссовки! Но это ведь только начало испытаний – «лучшее», конечно, впереди…

 

Сначала вверх, а потом вверх

А впереди – размытый Кудатинский перевал. Он грунтовый и за ночь совсем раскис. Решаем идти через перевал Кукуя: хоть и придется сделать петлю в 40 км, зато не влипнем в непролазную грязь. Вообще, второй и третий получаются днями перевалов: Кукуйский, Чакырский… Крутые горки! Сразу рождается шутка: «Сначала едете вверх, потом вверх, затем еще немножечко вверх и наконец вверх».

Многие из нашей группы в велопоходах новички, опыта не хватает, поэтому часто приходится спешиваться. Как оказалось, порой закатить велик куда проще, чем заехать на нем на вершину даже на самой маленькой скорости. Приобретенный навык активно используем и все последующие дни. Дороги там совсем кончаются – начинаются направления. Возникают ситуации, когда подниматься приходится по узкой колее, напрочь заросшей травой, – тут заталкивать велик приходится уже вдвоем. 

 

Конец дороги – начало сказки

Третий день заканчивается на Девичьем плесе реки Кумир. По алтайской легенде, селение, которое стояло на этом месте, оккупировали завоеватели. Ночью, когда караульные спали, девушка по имени Мерей со своими сверстницами бежали из села. Но, проснувшись, караульные начали преследовать красавиц. Оказавшись в безвыходном положении, девушки прыгнули с высокого утеса… Так это место и получило свое имя.

Есть и другой вариант истории, по которому бросились с утеса монашки, когда в монастырь, стоявший на берегу Кумира, пришли белогвардейцы. Как бы то ни было, здешние места – красоты необычайной. Нам дают полдня на то, чтобы осмотреть тут каждый уголок. Сидя на камне, омываемом со всех сторон кристальной водой стремительно несущейся горной реки, получаешь невероятный заряд энергии. В какой-то момент начинает казаться, что ты попал в сказку. И уходить отсюда совсем не хочется.

Но, конечно, приходится. 7 км от Девичьего плеса по экстремально-каменистой и крутой дороге, мост через Кумир, еще немного по гравийке… И начинаются поля. Бесконечная огненно-рыжая скатерть цветущих огоньков, окутанная сизо-зеленым бархатом гор. Их вершины – короны-ледники. Ты едешь, идешь, продираешься сквозь высоченную траву, шлепаешь по ручьям и болотам. А вокруг – такое величие. Сказка, и только!

Кстати, броды и небольшие болотца – частые препятствия на нашем пути. Поначалу, заприметив вдалеке горный ручей, решаешь разуться. Потом на это уже не обращаешь внимания: по воде так по воде, по грязи так по грязи, но главное – вперед: там наверняка что-нибудь интересное.

 

Поворот не туда

Седьмой день оставляет позади поля, болота, маральники, встречу с дружелюбными пограничниками, еще один перевал – Сентилек… Движемся по направлению к реке Белой.

Победив очередной подъем, встречаем одинокого велосипедиста. Едет навстречу. Видавший виды «Урал» навьючен сумками – они примотаны к велосипеду жгутами и спереди и сзади. Сам наездник – типичный ковбой «Мальборо»: такая же широкополая шляпа, тот же бронзовый загар и будто позаимствованная из гардеробной некого короля вестернов рубашка с распахнутым воротом, обнажающая седовласую грудь… Останавливается.

– Куда путь держим… ребята, – крепко сжав зубами сигарету, голосом Клинта Иствуда вопрошает Ковбой.

– На Колывань…

– А… Я знаю эти места… Сейчас вам надо подняться, дальше будет каньон. Проедете его – начнется нормальная дорога, – обнадеживает он.

И оказывается прав, только мы ошибаемся поворотом. Несколько часов блуждаем по монотонным полям, преимущественно забираясь в гору, и в конце концов принимаем решение разворачиваться. Вот-вот начнет темнеть, вокруг – ни намека на ручеек, а вода заканчивается (без нее, когда целый день +40°С, не просто тяжело – без нее никуда).

Идущие впереди все-таки находят верную дорогу. На стоянку у реки Белой последние члены группы добираются уже к полуночи. Там встречают улыбками, потихоньку начинают готовить ужин, хотя и понятно: за этот день все смертельно устали.

 

Домой!

Этот «поворот не туда» путает все планы. Восьмой день, вместо того, чтобы ехать в сторону озера Колыванского, проезжаем около 20 км и встаем на озере Белом. Здесь нас заберет автобус.

Девятый день, сборы домой. Итог велопохода – преодолели заявленные 450 км (разницу в расстоянии покрыл тот самый крюк, который сделали во второй день, выбрав дорогу через другой перевал). Коленки гудят, но на смену усталости постепенно приходит странное чувство, которое и описать-то удается с трудом. Удовлетворение вперемешку с детским восторгом, что ли… Да, все эти дни было тяжело. Но пройти этот путь, увидеть эти места… Дорогого стоит!

 

Местные жители к путешественникам (а среди них туристы из Барнаула, Новосибирска, Томска, Санкт-Петербурга, Москвы) проявляют немалый интерес. Некоторые просто разглядывают велосипеды и желают удачи, а кто-то угощает настоящим деревенским молоком

 

Сколько это стоит?

Цена, главным образом, зависит от количества дней, которые вы проведете в походе. Учитываются и всякие дополнительные моменты – к примеру, если часть маршрута лежит через приграничную территорию, необходимо будет оформить специальные пропуска, за что туристический клуб, скорее всего, возьмет с вас небольшую плату. Немаловажную роль в стоимости играет и наличие машины сопровождения, хотя такое можно встретить лишь в походах, маршрут которых проложен по дорогам с хорошим покрытием – например, в турах по Крыму. В среднем 9–10-дневное велопутешествие обойдется в 5–10 тыс. рублей (не считая расходов на подготовку велосипеда, стоимости проезда до места сбора участников, денег на карманные расходы).

 

Что взять с собой в велопоход?

Профи утверждают: как такового универсального списка вещей нет, и дело не столько в сложности маршрута или сезоне, когда вы собираетесь отправиться в поход. Тут все зависит только от вас – ваших особенностей и потребностей. Кому-то, к примеру, не обойтись без шерстяных носков, а кто-то готов греть ноги у костра. Главный принцип подбора вещей – их вес: каждый лишний грамм может аукнуться во время затяжного подъема.

Одежда и обувь

Комплект, в котором вы поедете (футболка с коротким рукавом и с длинным – для прохладной погоды, шорты и спортивные штаны), и комплект, в котором будете находиться на стоянках (желательно иметь вещи потеплее – например, толстовку). Чтобы не свалиться от солнечного удара, захватите с собой бейсболку или спортивную шапочку, а чтобы не промокнуть – легкую водонепроницаемую ветровку. Обуви также следует взять две пары: пока будете ехать в одной, вторая будет оставаться сухой – вечером, отдыхая после бродов и переправ, вы это непременно оцените.

Рюкзак…

Советуют не нагружать себя заплечным рюкзаком вместительностью более 40 л – будет тяжело спине. Лучше всего приобрести специальный велорюкзак, который крепится к багажнику и с виду напоминает штаны (так, кстати, и называется – велоштанами). Его можно заказать по Интернету, цены начинаются в среднем от 1,5 тыс. рублей. Для удобства деньги и документы можно положить в небольшую поясную сумку, предварительно упаковав в полиэтиленовый пакет.

…и что не забыть в него положить?

Помимо палатки, спальника, туристического коврика и фляжки для воды, не забудьте персональный ремонтный набор (1–2 запасных камеры, велоаптечку с заплатками для «лечения» проколов, набор шестигранников, разводной ключ и смазка для цепи), бельевую веревку, чтобы сушить вещи, налобный фонарик, кружку, миску, ложку, нож и хозяйственные перчатки для работы в лагере.

  

Полезные ссылки:

– http://www.altair-altai.ru – некоторые велопоходы по Алтаю;

– http://velotur.ru, http://velotur.info – календари велопоходов на 2010 год;

– http://www.leon-sport.ru/articles.php?id=32 – что взять с собой в велопоход.

 

   

 

фото: Андрей Лаврищев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 1 =