Ректор Национального исследовательского Томского государственного университета, председатель союза ректоров Томска оценивает принимаемые правительством меры как революционные
Разговоры о необходимости сближения системы высшего образования и реального сектора экономики ведутся давно и уже набили оскомину. Слов произносилось много – толку было мало. Обе стороны предъявляли взаимные претензии. Руководители промышленных предприятий сетовали на низкую отдачу выпускников вузов и неэффективность отечественных научных разработок. Университеты обижались: нас недооценивают.
Томск в этом смысле выбивался из общего ряда, показывая пример достаточно конструктивного взаимодействия вузовской науки и бизнеса. Но и в Томске, и в других подобных городах-исключениях существовали объективные препоны для дальнейшего движения вперед. И вот весной и летом 2010-го вышли три постановления правительства (№ 218, 219, 220), которые где кнутом, где пряником стимулировали университеты и бизнес-структуры повернуться лицом друг к другу.
Значение принятых правительством решений и стало темой нашей беседы с Георгием Майером. Впрочем, для разговора был еще один приятный повод: ТГУ и еще два томских университета – ТПУ и СибГМУ – стали победителями открытого конкурса (объявленного опять-таки правительством) по отбору программ развития инновационной инфраструктуры.
Победа как итог
– Ваш университет, Георгий Владимирович, можно поздравить с очередной победой?
– Не только наш, но и политехнический, и медицинский. Это, конечно, приятное событие. Единственное, что лично у меня вызвало досаду, – отсутствие в списке 56 российских вузов-победителей Томского университета систем управления и радиоэлектроники, который считается одним из первопроходцев и лидеров инновационного развития в Томске и в стране.
– Что, кроме подтверждения престижа, получит ТГУ от победы в конкурсе?
– 150 млн рублей. Это максимально возможная сумма, мы ее обосновали в своей заявке, и нам ее утвердили.
– При подведении итогов этого конкурса анализировалось состояние научного, образовательного и инновационного потенциала вуза за последние три года и наличие программы его развития. Вам, я полагаю, не пришлось долго ломать головы над разработкой программы, ведь нечто подобное вы делали для участия в конкурсе на получение статуса Национального исследовательского университета?
– Отчасти вы правы. Для нас эта программа – и закономерная часть, и логическое продолжение проекта Национального исследовательского университета. Идеология в них заложена одна. Но сама подготовка документов потребовала и времени, и сил. Я очень благодарен сотрудникам, которые занимались этим практически без выходных. Мне очень нравится, не помню уже чье, высказывание: «Ну да, если я работаю по 14 часов в сутки семь дней в неделю, то мне начинает везти». Так вот, наши люди – не только те, кто готовил документы и заявки, но и создавал под них реальную научную, образовательную, инновационную базу – работали именно так.
Знаковая триада
– Георгий Владимирович, платформой для этого конкурса послужило постановление правительства РФ № 219. Еще одно постановление за № 218 стимулировало вузы и организации заявить о своей готовности к кооперации в создании высокотехнологичного производства. Что, без правительства нельзя было установить контакты?
– Понимаете, очень много речей по поводу взаимодействия бизнеса и университетов звучало, но не было финансового интереса. Прежде всего – у бизнеса. И тут выходит постановление № 218, которое обещает компании, заключившей договор с конкретным университетом о совместных высокотехнологичных научных разработках, субсидию в 100 млн рублей! С условием, что компания со своей стороны тоже должна выделить деньги на этот процесс. Бизнес сразу заинтересовался, зашевелился. Пошли заявки на участие в конкурсе. Сегодня уже известны первые итоги: совместные проекты ТГУ и НПО «Алтай» и ТГУ и ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика Решетнева (Красноярский край) попали в число победителей. Это все очень серьезные подвижки вперед. А ведь чуть ранее вышло еще постановление № 217, которое установило, что университеты могут участвовать в работе хозяйственных обществ, иначе говоря, малых предприятий, в качестве учредителей. Прежде по закону мы не имели такой возможности. На мой взгляд, правительство не просто приняло очень серьезные меры для сближения производства и науки, но и создало механизм стимулирования их взаимодействия. Поэтому я называю эти три постановления революционными.
Нобелевские лауреаты в помощь
– Наконец, вышло еще одно постановление – № 220, – продолжает Георгий Майер, – о приглашении ведущих ученых – и отечественных, и зарубежных – в российские университеты.
– Но отношение к этому проекту, Георгий Владимирович, в обществе неоднозначное. Кто-то иронизирует: ага, сначала отпустили ученых за кордон, а теперь спохватились! Кто-то обижается: нашим копейки платят, а «этим» миллионы пообещали…
– Можно по-разному относиться к инициативе правительства. В принципе, любое дело можно сделать хорошо, а можно довести до абсурда. Мы собираемся сделать его хорошо. Подали от университета 14 заявок. Например, наши геологи приглашают бывшего председателя СО РАН, крупного ученого в сфере геологической динамики, лауреата Нобелевской премии Николая Добрецова из Новосибирска. По условиям конкурса, он, как и другие приглашенные ученые, должен в течение четырех месяцев создать лабораторию мирового уровня. На это выделяется беспрецедентная сумма денег – 150 млн рублей. Если у Николая Леонидовича получится, это будет рывок в развитии геологической школы ТГУ. Еще подали заявку на лауреата Нобелевской премии американского ученого индийского происхождении Раттана Лала, специалиста в области экологии и охраны окружающей среды. Пригласили его наши биологи, он дал согласие. У него феноменальные достижения и огромный научный интерес к изучению Васюганских болот. В списке приглашенных есть и бывшие выпускники нашего университета, работающие сейчас за рубежом. Насколько я знаю, другие томские вузы тоже активно включились в этот процесс. Крупным ученым, приехавшим в Россию, гарантируются все условия для формирования научных школ мирового уровня. Надеюсь, что это позволит отечественной науке выйти на передовые рубежи.
В системе и без остановки
– Получается, Георгий Владимирович, что государство последовательно и системно выстраивает политику сближения науки и бизнеса?
– Да, все последние решения – звенья одной цепи, направленной как раз на кооперацию. Сейчас, кстати, идет еще один важнейший раздел этой системной работы. Недавно в Томск приезжал новый зампредседателя Министерства образования и науки Алексей Пономарев, курирующий вопросы взаимодействия вузов и предприятий. Он побывал в наших университетах, познакомился с нашими проектами и в своих отзывах подтвердил лидирующие позиции Томска в инновационно-технологическом развитии страны. Алексей Константинович проинформировал нас о том, что в ноябре будет объявлен очередной конкурс. Он связан с тем, что правительство утвердило список ведущих компаний, куда входят, например, Газпром, Транснефть, Ростехнологии, Роскосмос, Росатом, Автодор, РЖД и другие, которым вменяется в обязанность ежегодно отчитываться на заседании правительства о выполнении программ инновационного развития. Причем одним из главных условий является взаимодействие с университетами. Это уже, скорее, не стимулирование, а силовое понуждение к сотрудничеству. Зная характер премьер-министра, я не сомневаюсь, что он доведет эту инициативу до реального воплощения. А выиграют, в конечном счете, не только университеты и компании-лидеры, но и экономика всей страны.
– Какое место, Георгий Владимирович, во всех этих процессах вы видите для Томского классического университета?
– Замыслы правительства совпадают с идеологией ТГУ как Национального исследовательского университета, рефрен которой – конверсия новых знаний в реальный высокотехнологичный продукт на рынке. Помимо, разумеется, воспитания гармоничной личности – это все-таки наша главная задача. Мы себя уверенно чувствуем по всем направлениям, будь то разработки, связанные с космосом, нанотехнологиями, информационными телекоммуникационными системами, социально-гуманитарными процессами и так далее. Они уже сейчас востребованы бизнесом, а политика правительства, надеюсь, придаст им новый мощный импульс.