Проехали…

За единые социальные проездные билеты томичи заплатили 15 млн рублей. А потом заплатили за проезд в автобусе

Недавно в ОБЭП обратился предприниматель Дмитрий Салин. Согласно его заявлению, реально льготников по единому социальному проездному билету (ЕСПБ) на маршруте № 149 (Томск – Корнилово) перевозит его автобус и три автобуса индивидуального предпринимателя Еремина, при этом компенсацию из областного бюджета за перевозку льготников получает ООО «ТомГорТранс» – предприятие, которое с середины марта де-факто на маршруте не работает.

В ОБЭП было принято решение – в возбуждении уголовного дела отказать.

– Потому что деньги за льготников получает «ТомГорТранс», который имеет договор на перевозку граждан по маршруту № 149 с областным комитетом по транспорту. У Салина такого договора нет, – поясняет «ТВ» логику решения оперуполномоченный Алексей Курочкин.

 

Чьи деньги и кто их получает?

Напомним публикацию «Договор дороже граждан» («ТВ» № 39 от 27 мая 2010-го). В начале лета прошлого года областной комитет по транспорту убрал с маршрута № 149 прежнего перевозчика (он работал без документов, но неплохо) и заключил временный договор с ООО «ТомГорТранс» (директор – Ксения Корсак). Некоторое время новый перевозчик обслуживал маршрут в полном объеме, однако с осени начал срывать график, а затем постепенно, один за другим, снимать автобусы с маршрута. В конце декабря 2009-го снял один из четырех автобусов, и его по договору с «ТомГорТрансом» заменил автобус «ПАТП-2007» (директор – Дмитрий Салин). С 25 января официальный перевозчик из положенных четырех автобусов обеспечивал только два, а с 15 марта полностью и без объяснения причин перестал обслуживать маршрут.

– Сначала у меня с «ТомГорТрансом» были нормальные деловые отношения. «Вы, главное, работайте и вывозите людей» – такую фразу не раз приходилось слышать и от руководства предприятия, и от представителей областного комитета по транспорту. И с весны мой автобус и три автобуса ИП Еремина стали для «ТомГорТранса» спасением: предприятие осталось без своего подвижного состава – собственник (столичная лизинговая компания «Ресо-Лизинг») забрал автобусы, – рассказывает историю конфликта Дмитрий Салин. – С весны же, с началом дачного сезона, началась волна льготников по ЕСПБ. Какое-то время мы им не отказывали в бесплатном проезде. Но прошел месяц, другой, льготников все больше – по 100–150 человек ежедневно на один автобус! Зная, что по ЕСБП перевозчикам предусмотрено возмещение, я начал задавать вопросы руководству «ТомГорТранса». Директор предприятия заявила: компенсация нам не положена, так как ее компания тоже ничего не получает.

– Как только я проявил интерес к финансовой теме, начались проблемы, – продолжает Салин. – Ксения Корсак написала на меня жалобу в прокуратуру, будто мой автобус работает с липовым договором. Но у меня есть договор с печатью «ТомГорТранса», путевые листы, паспорт маршрута, и почему-то, пока не спрашивал лишнего, я был вполне угоден! А в областном департаменте социальной защиты мне подтвердили: «ТомГорТранс» получает возмещение по ЕСПБ! Разве это не нонсенс: предприятие не имеет на маршруте ни одного автобуса, а деньги из бюджета получает?! Мы же выполняем их транспортную миссию, несем убытки, но нам компенсация не положена…

У директора «ТомГорТранса» Ксении Корсак своя версия происходящего. Она по-прежнему настаивает, что договора с Дмитрием Салиным не подписывала, на маршрут № 149 его не приглашала. (То есть получается, что Салин по собственной инициативе и совершенно незаконно возит граждан уже более полугода. При этом следует отметить, что комитету по транспорту вся ситуация прекрасно и давно известна…). Что же касается ЕСПБ, то Корсак продолжает утверждать:

– По маршруту № 149 выплату за льготников мы не получаем, потому что не подаем реестры в социальную службу. Почему? В этом нет никакого смысла: выплаты перевозчикам чиновниками определены заранее, и я точно знаю, что по этому маршруту нам не компенсируют.

В ОБЭП, как выше уже сказано, другая информация.

– По заявлению Салина принято решение отказать в возбуждении уголовного дела, – говорит оперуполномоченный Алексей Курочкин. – Потому что деньги за льготников получает «ТомГорТранс», который имеет договор на перевозку граждан по маршруту № 149 с областным комитетом по транспорту. У Салина такого договора нет.

 

Почему пассажиры платят дважды?

ЕСПБ действует в области с 2005-го. До нынешнего года деньги на эти цели поступали из федерального и областного бюджетов, сегодня – только из областной казны.

– Несмотря на то, что проезд по ЕСПБ существует много лет, системы определения реальных пассажиров, воспользовавшихся социальным проездом на городе и пригороде, нет. В этом мы неоднократно убеждались в ходе проверок, – характеризует общую ситуацию зам. руководителя Управления автодорожного надзора по ТО Иван Бубеннов. – А раз методики нет, данных о нагрузке на каждого перевозчика тоже, то и средства делятся весьма приблизительно: как показывает практика, возмещение по ЕСПБ – проблема многих перевозчиков. И в тоже время власти города и области настоятельно просят маршрутников возить льготную категорию граждан…

– В результате бизнес всеми силами защищается от мифических денег ЕСПБ, то есть реальных затрат: автобусы украшают таблички «Без льгот», «Коммерческий»; рейсов, на которых действуют ЕСПБ, мало, идут они не в час пик, их график пассажирам неизвестен, – продолжает Иван Бубеннов. – Мы считаем, что это неправильно: пассажир имеет право воспользоваться автобусом в любое время и в любом месте маршрута. В Томске, пригороде это не так, и как следствие – многочисленные жалобы граждан. Они поступают в прокуратуру, к нам: люди покупают ЕСПБ, но воспользоваться зачастую не могут. В итоге пассажиры платят дважды – сначала за социальный проездной, а потом за автобусный билет.

 

P.S. Весной «ТВ» направлял официальное письмо заместителю губернатора и председателю конкурсной комиссии Игорю Шатурному с описанием работы ООО «ТомГорТранс» на маршруте № 149 и просил ответить в том числе на такой вопрос: «Перевозчик грубо нарушил требования временного договора. Является ли этот факт основанием для расторжения договора и почему он до сих пор не расторгнут? Является ли этот факт предметом рассмотрения конкурсной комиссии и аргументом в определении победителя конкурса?». Официальный ответ гласил, что временный договор допускает возможность его одностороннего расторжения и администрация уведомила «ТомГорТранс» о такой возможности, но «представители «ТомГорТранса» высказали просьбу о предоставлении им возможности нормализации ситуации на маршруте»…

 

Есть мнение

Удивлена, мягко говоря, в этой истории многим. В том числе и логикой оперуполномоченного ОБЭП Алексея Курочкина. Ну, как так может быть, что «ТомГорТранс», не работающий на маршруте, получает компенсацию из бюджета? Хочется надеяться, что глава областного ОБЭП Андрей Зорин обратит внимание на этот вопрос.

 

 Ксения Корсак: «Ни одна транспортная проблема не решится до тех пор, пока мэрия живет по «городскому законодательству», а областной комитет по транспорту – по областному. Перевозчики между ними – как меж двух огней».

 

Губернатор Виктор Кресс не раз жестко критиковал организацию пассажироперевозок. Так, месяц назад на аппаратном совещании он высказал множество претензий в адрес и.о. председателя областного комитета по транспорту Валерия Филатова и даже допустил возможность его увольнения. Впоследствии наказание было решено смягчить – Филатов понижен в должности до заместителя председателя комитета. На замещение ставшей вакантной должности объявлен конкурс.

 

Комментарий

Иван Бубеннов, зам. руководителя Управления автодорожного надзора по ТО:

– Проблем в сфере транспорта много, и они будут продолжаться до тех пор, пока в области не появится единая транспортная политика. Управление должно быть в руках одного ведомства: конкурсы, общая маршрутная сеть, методика расчетов по ЕСПБ. А пока чиновники областного и городского транспортных комитетов живут не очень дружно и каждый пытается расширить свою сферу влияния (одни лоббируют новые городские маршруты, другие – пригородные) – в этом противостоянии вопрос: а нужен ли маршрут вообще? – зачастую не возникает. Хотя на самом деле количество маршрутов нужно сокращать. В итоге сегодня этот разнобой дорого обходится бюджетам разных уровней.

 Владимир Окулов, начальник отдела Управления автодорожного надзора по ТО:

– Еще одна в последнее время усугубившаяся транспортная проблема – вечером крайне сложно воспользоваться многими пригородными маршрутами (Зональный, Зоркальцево и т.д.), да и в Томске после 21 часа не все маршруты работают. К примеру, томичи жалуются, что в Академгородок автобус в это время не ходит. На наш взгляд, причина такой транспортной нестабильности в том, что перевозчикам невыгодно гонять вместительные автобусы в вечернее время, когда в салоне 3–5 пассажиров. При этом, согласно нормативной базе, перевозчик имеет право сам решать, на подвижном составе какой вместительности ему возить пассажиров. Но перевозчикам выставляют требования постановки на маршрут автобусов большой вместимости. Это, на наш взгляд, неправильно. Нужно дать возможность варьировать разные типы автобусов: тогда в часы пик можно работать на габаритных машинах, а вечером – на маленьких. 

 

Жители Томской области за первое полугодие купили ЕСПБ почти на 15 млн руб. Плюс к этому, по информации «ТВ», по ЕСПБ перевозчикам компенсировал затраты федеральный бюджет: 2008 год –11 млн рублей, 2009-й – 32 млн. В прошлом году самое большое возмещение (почти 50% от общей суммы) получило ТТУ, в районе 25–30% – «Томскавтотранс», 20% – 35 предприятий области.

При этом, по информации «ТВ», наиболее серьезные убытки по ЕСПБ несет именно пригородное сообщение: граждане покупают социальный проездной в основном на пригородные маршруты, так как на них цена проезда в 2–3 раза дороже, чем по Томску.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × два =