Стены Богоявленского собора «заговорили»

Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, был завершен первый этап работ по росписи стен кафедрального Богоявленского собора, выполняемых иконописцами Нило-Столобенской пустыни Тверской епархии. Мастера приступили к делу ровно год назад. К празднику Рождества Христова были расписаны главный алтарь и купол. К настоящему времени завершена стенопись четверика и трапезной части собора.

 

Современная роспись по древним канонам

 До сегодняшнего дня не дошло практически никаких сведений о внутреннем виде кафедрального Богоявленского собора до его закрытия в первой половине прошлого века, и нам ничего не известно о том, был ли он раньше расписан. Современная же концепция росписи собора полностью отвечает многовековым канонам церковного искусства.

 

Компьютер – друг иконописца

 Иконописцы при разработке рисунка, который станет основой стенописи, используют современные компьютерные программы, в частности, последние версии Coreldraw, которые позволяют, исходя из параметров купола и сводов, сделать мозаичное изображение рисунка. Благодаря этому иконописцы могут достичь большой точности и правильности линий при нанесении контуров фигур, достигающих четырех метров в высоту.

 

Как было раньше…

 В древности роспись храма могла длиться несколько лет. Подмастерья неоднократно разбирали и собирали леса, чтобы иконописец смог посмотреть, как получается роспись и в случае необходимости что-то исправить.

 

Орнамент – дело тонкое

 Для нанесения орнамента используется трафарет. Краска же наносится вручную, с помощью кисти. Чаще всего эту работу выполняют женщины, так как она очень кропотлива, требует терпения и усидчивости.

 

Кистью? Кистью!

Большие фигуры и фон также расписываются только вручную.

 

Маленькие хитрости

Для того чтобы изображения, расположенные в куполе на расстоянии 30 метров от смотрящего, были четко различимы, пишутся нарочито грубыми линиями. Иначе они выглядят нечетко.

 

Художник должен быть выносливым

Роспись собора – тяжелый труд, который требует от художника не только высокого мастерства, но и физической подготовки и выносливости. Ведь иконописцам приходится работать, стоя помногу часов на лесах на большой высоте.

 

Кто пишет лики святых?

Прорисовка ликов Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых совершается с особым благоговением. Для выполнения этой работы нужно высокое мастерство, и к ней допускается далеко не каждый!

  

 

  

  

Комментарии

«Икона должна помогать молиться. В этом смысл нашей работы»

Руководитель артели Нило-Столобенской пустыни Сергей Мельник:

– Когда я учился в Иконописной школе при Московской духовной академии, нам говорили: не придумывайте ничего нового, все до вас придумано, опирайтесь на опыт великих мастеров – Дионисия, Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева. Делая роспись томского кафедрального Богоявленского собора, мы следуем этому золотому правилу, следуем канонам московской школы. Но мы по-другому пишем лики святых, Божией Матери, Господа Иисуса Христа. И это связано с тем, что в XXI веке духовное состояние, мировосприятие, эстетическое чувство людей весьма отличаются от XIII–XIV веков. Тогда в ликах было много экспрессии – они были написаны темным цветом с яркими, практически белыми «вспышками»-бликами. Сегодня люди не готовы к восприятию таких образов, им, как младенцам, нужна «мягкая пища».

Задача росписи в том, чтобы она настраивала человека на молитвенный лад, помогала ему молиться, но ни в коем случае не мешала, не отвлекала от службы. Когда же человек ведет себя в храме как в музее – это не совсем правильно.

 

«Икона требует созерцания»

 Игумен Силуан (Вьюров), настоятель томского Богородице-Алексиевского монастыря:

– Человек, входя в храм, попадает не только в архитектурное пространство. Он попадает в пространство иконы. Вся храмовая роспись – это одна сложная многомерная икона. Образы окружают нас со всех сторон и находятся в диалоге между собой. В древности они располагались так, что человек находился внутри одного сюжета. Например, Благовещение Пресвятой Богородицы изображалось следующим образом: архангел Гавриил, возвещающий Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа, изображался на одной стороне от алтаря, а Дева Мария, смиренно внимающая словам архангела Гавриила, на другой. Алтарное пространство, таким образом, становилось частью иконописного образа.

Храмовая роспись – это очень высокое искусство: с помощью зрительных, художественных образов оно показывает нам предметы духовные. К восприятию иконы, храмовой росписи человек должен быть внутренне, нравственно подготовлен. Это искусство требует от нас созерцания и помогает достичь катарсиса (греч. «очищение», «возвышение»).

 

ФОТО: Оксана Луговая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 2 =