Томичи ищут рецепты возвращения интереса к книге
Ностальгические воспоминания о временах, когда было стыдно не читать, сегодня воспринимаются как анахронизм. А стенания интеллигенции о тотальном оглуплении нации – как вопль оторванных от реальности идеалистов. За окном другая эпоха. Другие скорости. Другие ценности жизни. Не до художественной литературы.
И тем не менее в нашем городе есть люди, которые не просто не разделяют апокалиптических настроений по поводу массового «не-чтения», но активно приближают книгу к читателю.
Есть спрос? Берите!
Коэльо, Зюскинд, Мураками… На соседних стеллажах – Улицкая, Рубина, Токарева… Рядом стойки с Достоевским, Толстым, Чеховым… Глаза разбегаются от обилия знаменитых имен, руки тянутся к томам, но – страшно, вдруг погрозят пальцем: нельзя. Все-таки находимся не в магазине и не на книжной ярмарке, а в Научной библиотеке ТГУ, в зале для филологов и историков.
– Ну что вы, – улыбается главный библиотекарь отдела обслуживания Наталья Зиновьева, – берите, смотрите, читайте. Художественная литература у нас теперь в свободном доступе.
Свободный доступ, поясняет Наталья Гордеевна, не означает, что любой человек с улицы может прийти сюда и взять приглянувшуюся книжку. Распространяется он лишь на студентов и сотрудников университета и на тех людей из категории «посторонних», которые оформили пропуска в «научку». Раньше художественную литературу в этом зале можно было получить только по требованию, а сейчас она выставлена на открытых стеллажах и полках. Можно почитать в зале. Можно после отметки у библиотекаря взять домой. На месяц. В случае большого спроса – на неделю. Исключение сделано для полных собраний сочинений – тома домой не выдаются, с ними предлагают знакомиться прямо в зале. Но это примерно 500 единиц из общего числа 12 тысяч книжных экземпляров, находящихся в зоне открытого доступа.
Критерий – популярность
Все книги структурированы по хронологическому и тематическому принципам. Отдельными блоками сгруппированы творения классиков и современных авторов отечественной и зарубежной литературы. Свое место у мемуаров. Свое – у поэзии. И свое – у детской литературы, выложенной специально для родителей. Очень удобно. Обновленные переплеты на старых фолиантах красноречиво говорят о том, что издания не стоят мертвым капиталом, а активно используются. Названия и имена зазывают: прочитай меня! Даже если никогда ничего не слышал об авторе, из любопытства протянешь руку и хотя бы полистаешь – что за фрукт такой?
Критерием отбора в свободный доступ опусов современных писателей, по словам Натальи Зиновьевой, стали не столько их художественные достоинства (какие уж там достоинства, например, у Минаева?), сколько популярность у молодежи. Пелевин и Толстая, причисленные сегодня к списку русских классиков, Юденич и Стогов, которых, скорее всего, классиками никогда не назовут, выставлены на одной полке. Если они на слуху у молодых людей, значит, может сработать стадный рефлекс: все знают, и я хочу знать. А зацепившись за одну книгу, человек может потянуться за второй, третьей… Такая вот ненавязчивая пропаганда книги.
Читаем вместе. Читаем вслух!
– На Западе в 1970-е тоже был низкий рейтинг чтения, – рассказывает заведующая массовым отделом Томской областной детско-юношеской библиотеки Лариса Колчанова. – Для возвращения интереса к литературе сотрудники библиотек стали приглашать известных политиков, актеров, спортсменов, которые привлекали к книгам внимание. Мы тоже решили попробовать этот рецепт. В начале нынешнего лета объявили акцию «Читаем вместе. Читаем вслух!». Правда, в роли знаменитостей у нас выступали родители. Эффект превзошел все наши ожидания: дети 3–5-х классов с огромным удовольствием слушали стихи и сказки в исполнении мам и пап.
В прежние времена, напоминает Лариса Владимировна, существовала традиция семейного чтения, сейчас она, к сожалению, утрачена – все заслонили телевизоры и компьютеры. Акция «Читаем вместе…» призвана хотя бы отчасти реанимировать преемственность хорошей традиции. Успех летнего сезона и многочисленные пожелания продлить акцию говорят о том, что замысел библиотекарей результативен. На первые осенние чтения к детям пришел начальник департамента по культуре Андрей Кузичкин и настолько интересно рассказал о Пушкине и его сказках, что ребятишки попросили его прийти еще раз. И он согласился! А в перспективе у юных читателей встречи с актрисой Мариной Дюсьметовой, писателем Андреем Олеаром, другими известными томичами, способными в занимательной форме популяризировать книгу…
P.S. От автора. Да, массовое «не-чтение» удручает. Да, заявления некоторых высокопоставленных товарищей о том, что им некогда читать, бесят. Да, не прибавляет авторитета отдельным учителям словесности незнание новинок современной литературы. И все-таки усилия подвижников вселяют уверенность, что Томск никогда не превратится в город нечитающих невежд.
Научная библиотека ТГУ объявила об открытии свободного доступа к художественной литературе. Теперь взять понравившуюся книгу на дом может любой студент, сотрудник вуза или человек, получивший читательский билет. Так в «научке» пытаются привлечь внимание молодежи к чтению
Среди сибиряков жители Томска – самые читающие
Специалисты исследовательского центра «Siberian Research Group» изучили, что и как читают жители Сибири. Оказалось, что чаще всего («каждый день» или «один или несколько дней на неделе») читают жители Томска (56%), Новокузнецка (53%), Новосибирска (49%) и Иркутска (49%).
По читательским пристрастиям картина следующая:
1-е место – классические историко-приключенческие романы (Дюма и Хаггард) – 27%;
2-е место – современная западная проза (Коэльо, Уэлш, Эко) – 25%;
3-е место – русская и зарубежная классика – 24%.
Комментарий
Елена Новикова, заведующая кафедрой русского языка и литературы Института международного образования и языковых коммуникаций ТПУ, доктор филологических наук, профессор:
– Я неоднозначно оцениваю ситуацию со чтением и «не-чтением». С одной стороны, литературное невежество молодежи приводит в шок: «Александр Григорьевич Пушкин написал поэму «Муму», «великий русский композитор Достоевский…». Подобные перлы – печальные реалии нашего времени. С другой стороны, меня очень обнадеживает студенческая аудитория. Каждый год, завершая лекционный курс русской классической литературы, в котором присутствуют Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Некрасов, я интересуюсь у студентов: кто им больше понравился? И чаще всего слышу: Гончаров. Казалось бы, зачем современным молодым людям толстые романы с подробным описанием жизни России XIX века? Студенты говорят, что Гончаров более чем кто-либо дает им духовную опору. Подобные рассуждения позволяют мне отрицать фатальное отсутствие интереса к хорошей литературе у молодежи.
Что читают земляки?
Олег Громов, депутат Госдумы ТО:
– Я читаю всю свою сознательную жизнь, ежедневно минимум полтора-два часа уделяю книге. Спектр интересов широкий – от русской и зарубежной классики до поэзии и философии. Могу бесконечно перечитывать «Детские годы Багрова-внука» Аксакова, стихи Державина, Никитина, поэтов Серебряного века, советской эпохи. Много стихов знаю наизусть. Что это мне дает? Более глубокое понимание мира и своего места в нем. Духовную опору. И потрясающее эстетическое наслаждение.
Иван Нечунаев, пловец:
– Читать люблю, причем стараюсь выбирать книги разные – жанров, авторов, стран, эпох. Из последнего прочитанного – «Приключения бравого солдата Швейка в русском плену» Карела Ванека, автобиография Майкла Фелпса, написанная им после Олимпиады-2008 в Пекине, и «Толстая тетрадь» швейцарской писательницы Аготы Кристоф. С утверждением, что нынешняя молодежь читать не любит и не хочет, я согласен лишь отчасти. Да, есть такие молодые люди, которым интереснее проводить время за компьютером, с бутылкой, в клубах. Но есть и те, кто литературой интересуется не понарошку, причем читают не какую-нибудь однодневную современную желтую чушь, а серьезные произведения. Тех и других примерно равные части. Чтение – это вопрос жизненных интересов, но в первую очередь воспитания. Нужна целенаправленная работа по развитию у молодых людей важных личностных качеств, формированию правильного взгляда на мир. И начинаться эта работа должна с детства. Надо повсеместно открывать центры дополнительного образования детей, а не закрывать их. Когда дети будут заняты делом, им будет интересно и книжки читать.
Соня Кадрова, семиклассница:
– Самая потрясающая книга, которую я прочитала этим летом, была повесть «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева. Сначала произведение заинтересовало меня своим названием. Потом оказалось, что в книге великолепный сюжет, от которого хочется плакать, но все написано таким языком, что почти на каждой странице ты смеешься. Очень советую прочитать и взрослым, и детям.