Икона Божией Матери «Знамение», которая была привезена в Томск для поклонения верующим 30 сентября, является главной святыней Абалакского мужского монастыря, который находится примерно в тридцати километрах от Тобольска. Эта обитель имеет очень интересную историю, в которой явно прослеживается Божие попечение о нашем
Сибирском крае.
Во время татарского владычества в Сибири, до покорения ее Российской державой, Абалак был татарским городком и название свое получил, полагают, от имени одного татарского князя Абалака. В то время когда Ермак осваивал Сибирь, Абалак был своего рода крепостью, с трех сторон обнесенной рвами и земляными залами, а с четвертой стороны был обрывистый крутой берег Иртыша, до двадцати пяти сажень высоты. За год до прихода Ермака было видение князю Абалаку. Он видел на месте современного монастыря церкви и город золотой. При этом был слышен и колокольный звон. Сохранились свидетельства о том, что на Троицком мысу тридцать лет подряд перед приходом Ермака видел следующее явление: «При сих во ваг лета видеша царь, князи, агуны, муллы и абазы и прочие бусурманы на том месте, идеже ныне град Тоболеск видешася христианский со светом град в воздухе, и церкви и звон великий, яко ими дивиться и ужасно недоумея, что будет се». С этих пор чудеса, происходившие как под Тобольском, так и в Абалаке, начинают иметь одни корни.
У Ермака с татарами было две решающие битвы: одна под Тобольском, другая под Абалаком. И оба раза татары имели огромное численное превосходство, и оба раза победа доставалась Ермаку каким-то чудесным образом. Историк Д. И. Копылов пишет, что после битвы «Ермак отошел за Княжий луг, и его дружина разбила лагерь на мысу, противоположному Чувашскому. Пять лет спустя на этом месте Данила Чулков поставил стольный город русской Сибири – Тобольск». Так почтил своим присутствием Ермак Троицкий мыс.
Между двумя решающими сражениями, по свидетельству Копылова, происходило следующее: «После Чувашской битвы хантейские и мансийские князья со своими отрядами покинули лагерь Кучума. Старый хан с остатками войска ушел на юг. 26 октября дружина Ермака без боя вступила в Искер. Многие сибирские племена сразу же признали власть русских, в которых они видели избавителей от ига татаро-бухарской знати. На сторону Ермака перешла часть татарских феодалов, враждовавших с Кучумом».
Исследователь Р. Скрынников делает вывод: «Сомневаться в том, что на стороне неприятеля был огромный численный перевес, не приходится. Бой на Абалаке был куда долее упорным, чем на Чувашском мысу. Ни о какой панике на сей раз не было речи. Казакам предстояло либо победить, либо умереть. И они победили! Победа горстки казаков над военными силами обширного Сибирского ханства труднообъяснима. Ермак нанес противнику столь мощный удар, что тот долго не мог от него оправиться. Моральный фактор имел исключительное значение в войнах тех времен». И далее Скрынников пишет, что «не занятие Искера, а победа под Абалаком окончательно определила успех сибирской экспедиции Ермака». Вот две эти битвы, где победа Ермаку досталась чудесным образом, и дают ключ к разгадке загадок Абалака и Тобольска. И не мог победивший Ермак не почтить своим присутствием господствующую высоту этой местности, где сейчас расположен Абалакский монастырь.
В краткой Сибирской (Кунгурской) летописи сообщается о явлении святителя Николая Алексею Тимофеевичу Ермаку вскоре после битвы под Абалаком: «Нощию же той, явися Ермаку молящуя и пяти человеком в нощи, святий Николай, повелевая в чистоте зкити и прележный пост имети и всякие с братолюбием добродетием проходити и прорече: будет на Красной горе дом в жилище Богу и мне впредь… и сие видение Ермак всем возвести». И через 50 лет вновь явился святитель Николай уже в явлении на Абалаке Божией Матери и преподобной Марии Египетской и очень хлопотал о постановке монастыря.
Две битвы, доставшиеся Ермаку чудесным образом, дают ключ к разгадке Тобольска и Абалака. И не мог победитель не почтить высоту этого места и не основать здесь святой обители, как это традиционно делалось на Руси.
Возникновение Абалакского монастыря
По царскому повелению в 1683 году была заложена и окончена в 1691 году каменная соборная церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
В 1748–50 гг. по правую сторону Знаменской церкви был выстроен зимний храм св. Николая Чудотворца, а в 1752–90 гг. построена колокольня с храмом преп. Марии Египетской.
В 1783 году на месте Абалакского погоста возник монастырь того же имени, где и пребывал чудотворный образ. В 1783 году епископ Варлаам (Петров) по высочайшему повелению императрицы Екатерины перевел в Абалак Богоявленский мужской монастырь из с. Невьянского Пермской губернии. Основанием к учреждению в Абалаке монастыря послужила икона Божией Матери и бывающие от нее чудотворения. С того времени, т.е. со времени перемещения сюда монастыря в 1783 году, обитель стала средоточием обильного прилива богомольцев. Абалакский монастырь имел достаточный источник вкладов и приношений и потому, как замечено выше, с 1783 года начал возвышаться во внешнем и внутреннем своем благоустройстве.
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение»
Не столько, конечно, Абалакский монастырь был богат внешней своей обстановкой и событиями внешнего характера, даже нельзя в нем указать много каких-либо выдающихся церковно-археологических ценностей, сколько все значение его сводилось к великой святыне – иконе Божией Матери. В 1636 году здесь вдовице Марии явилась Абалакская икона Божией Матери, для которой была построена деревянная церковь. В конце XVII – середине XVIII вв. вокруг почитаемой иконы вырос комплекс каменных храмов: Знаменский собор (1683–1691), храм во имя Николая Чудотворца (1748–1750), храм Марии Египетской с колокольней (1752–1759). С подлинной иконы были сняты списки, один из них, совершенно одинаковой величины, находится и сейчас в Абалакском монастыре и называется «Наместницей». От этой иконы и сейчас происходят чудеса исцеления, по вере самих больных.