Фастфуд стал сегодня одной из самых частых тем для беседы, сродни разговорам о погоде или футболе
Девушки постарше видят в нем угрозу своей фигуре, девушки помладше, которые фигуру испортить еще не успели, принимают вместе со своими парнями фастфуд как часть модной жизни. Взрослые рассуждают о количестве холестерина в его блюдах. При этом многие искренне полагают: фастфуд, «быстрая еда» – это то, что быстро едят. Отнюдь: фастфуд – это когда быстро готовят.
Как это обычно бывает, сам термин «фастфуд» (англ. fast food – быстрое питание) появился значительно позднее самого явления. Разумеется, произошло это в Америке, сделавшей скорость нормой жизни. И лидером в индустрии фастфуда был совсем не «Макдоналдс»: 25 лет, с 1921 по 1946 год, главным производителем гамбургеров была канзасская компания White Castle. Она внесла свой вклад в мировую сокровищницу маркетинга, искусства продавать товар: все эти годы компания гордилась стабильностью цены на гамбургеры – 5 центов. Кроме того, владелец компании додумался до следующего: он наряжал специально приглашенных людей в белые халаты, и они под видом врачей столовались в забегаловках White Castle. Обыватели получали недвусмысленный сигнал: эта пища безопасна, раз ее едят даже врачи.
Самый известный производитель фастфуда, «Макдоналдс», появился во второй половине 1940-х. К 1956 году, когда компании стукнуло 10 лет, у нее было в США 10 ресторанов. Прошло полвека – и «Макдоналдс» владеет уже более чем 30 тыс. ресторанов в 120 странах. Вот такое быстрое питание…
За эти годы номер с переодетыми врачами перестал проходить. Редкий медик позволит себе позитивно высказаться о фастфуде (хотя нет-нет да и зайдет туда за порцией жареной картошки и белой булки с мясом и майонезом – ужасом диетолога). На вредность фастфуда указывали все кому не лень, вот лишь один из результатов. По данным Массачусетского медицинского общества, фастфуд вреден следующими своими особенностями:
– он излишне калориен, что вызывает ожирение;
– он канцерогенен за счет транснасыщенных жиров, которые содержатся в маргарине и комбижире;
– он вторично канцерогенен за счет множества жареных продуктов;
– он переполнен сахаром, что увеличивает риск заболевания диабетом;
– он также переполнен глютаматом натрия, добавкой, способной сделать любой даже некачественный продукт вкусным и потенциально смертельно опасной при постоянной передозировке;
– полуфабрикаты долгого хранения, используемые в приготовлении блюд, содержат богатый набор пищевой химии, что может отразиться на любом органе нашего организма.
К числу других минусов фастфуда специалисты относят и то, что делает его привлекательным в глазах вечно спешащих горожан: скорость поедания блюд. Позиционируемые как места, где едят быстро, функционирующие как безостановочный конвейер (зашел – заказал – съел – ушел), точки питания такого рода не располагают к медленному застолью (это слово здесь наименее пригодно). В итоге получается, что человек в надежде быстро наесться (позади работа до обеда, впереди – работа после обеда) заказывает порции, по калорийности сильно превышающие его реальные потребности. Грубо говоря, сигнал о сытости на фоне такой скорости поедания просто не успевает дойти до мозга, он запаздывает. Итог – человек может встать из-за стола еще не сытым, но уже с переполненным калориями и сахаром желудком. А уж они-то с готовностью осядут в жировом слое уже к вечеру текущего дня. Добро пожаловать, диабет и ожирение!
На фоне всех этих очень правильных рассуждений приходится лишь признать, что человечество безумно. Ибо вопреки всему оно не отталкивает фастфуд. И речь идет даже не о каких-то оборванцах без денег на правильное питание: во время визита Дмитрия Медведева в США их президент Барак Обама угощал нашего своим фастфудом – единственной национальной кухней ведущего государства мира.
Фастфуд – вовсе не быстрая еда, к тому же очень вредная
Дмитрий Карманов