В средние века в Византии под Покровом Божией Матери понимали нечто иное, чем мы понимаем сегодня. Исследователи отмечают, что древнейшая иконография Покрова частично не соответствует видению святого Андрея, которое описано в его житии и является основой одного из великих праздников Русской православной церкви, и изображает только нечто подобное, но отличающееся от чудесного явления Божией Матери по существу.
Дело в том, что под Покровом Божией Матери в те времена в Константинополе понималось так называемое обычное чудо, которое совершалось во Влахернах каждую пятницу. Во Влахернской церкви находился образ Святой Девы, перед которым висел покров, полностью закрывающий его. Но в пятницу вечером этот покров без всякого содействия, сам собой и божественным чудом, как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы.
По тексту жития святого Андрея Юродивого, в котором описано чудесное явление Богоматери, мы видим, что Она, придя к алтарю, молилась о предстоящих людях. После молитвы, сняв с себя омофор, покрывавший Ее голову, Дева Мария простерла над всеми предстоящими людьми, и в течение многих часов омофор был виден распростертым как полог, а потом исчез вместе с Богоматерью.
На иконе мы можем видеть храм, на одном из его углов видна большая колонна с конной статуей императора Юстиниана наверху, над статуей написано имя – «Юстиниан». В верхней части представлена наружная стена храма, его передний лицевой фасад. В нижней части тот же храм представлен с раскрытой внутренней частью, в виде самих аркад, с одною наиболее высокой, центральной. Вверху изображено: Спас сидит на херувимах, окруженный ореолом славы; по сторонам Его слетевшие два архангела, Михаил и Гавриил, держат большой покров, простирающийся почти во всю ширину храма и охватывающий все лики, кроме крайних. Движение ангелов, по мнению исследователей, может быть истолковано только в одном смысле: этот покров, как своего рода занавес, скрывавший Богоматерь и окружавших ее, ангелы приподняли и свернули над видением. В середине под покровом стоит на облаке Богоматерь, воздев руки. По сторонам от Нее представлены: справа – лики пророков, святителей и мучеников, слева – лики апостолов, преподобных. Все лики стоят на облаках и составляют чудесное видение. Внизу в раскрытых аркадах, в середине, на амвоне стот певец Роман и держит свиток с надписью: «Дева днесь пресущественного рождает». Слева изображены царь Лев Премудрый и царица с приближенным, справа – патриарх и святой Андрей Юродивый с Епифанием.
Исследователи приходят к выводу, что на иконе Покрова Божией Матери, которая хранится в собрании Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), представлены одновременно и обычное (на пятницу) чудо Влахернского храма, и видение Андрея Юродивого в собственном смысле слова, которое лежит в основе одного из великих праздников Русской православной церкви – Покрова Божией Матери.