Пострадавшие от ядерных испытаний должны доказать это в суде
Сегодня в томских судах рассматриваются сотни исковых заявлений бывших жителей Казахстана, переехавших в Томск. Этих людей объединяет одно: в разное время они проживали под боком Семипалатинского полигона, где с 1949 по 1990 годы проходили ядерные испытания.
Пострадавшие от радиационного излучения имеют право получить от государства спецудостоверение и серьезные льготы. При этом многие добиваются этого только через суд. А в ближайшее время, опасаются семипалатинцы, могут лишиться и этой возможности.
Город, которого нет
Василий Килин получил свое удостоверение семипалатинца после судебного процесса в сентябре 2010-го. Два года (1948–1950) Василий Ермилович прожил в Семипалатинске, затем еще четыре – в городе Чарске Семипалатинской области и впоследствии переехал в Томск. Годы совпадали с проведением ядерных испытаний, но города, где жил Килин, не были включены в специальный Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию. Однако пострадал мужчина весьма ощутимо. За это ему полагались от государства компенсации, льготы и другие меры социальной поддержки. Но Килину было отказано: через вышеуказанный перечень органы соцзащиты переступить не могли…
Василий Ермилович обратился в Кировский районный суд. Подтвердил документами, что проживал в Семипалатинске. А также предоставил еще одно веское доказательство: свой хромосомный анализ из северского Биофизического научного центра. В лаборатории геномной медицины БНЦ установили: Килин получил суммарную дозу радиации свыше 25 бэр. Суд принял решение в пользу Василия Ермиловича, и он официально пополнил ряды семипалатинцев. Но до сих пор считает: государство делает все, чтобы усложнить пострадавшим от облучения схему получения льгот.
– Утвержденный перечень населенных пунктов очень узкий. В Казахстане существует еще один, местный, он охватывает больше территорий. Но этот документ Россия не признает: справки, выданные в Казахстане, в РФ недействительны. Так что суд – единственная возможность доказать этому государству, что ты от него пострадал, – рассказывает Килин. – Первым прошел это горнило томич Сергей Недобитков, благодаря ему мы и увидели свет в конце тоннеля. Я считаю, что и томские власти, и другие субъекты РФ, обобщив уже существующую судебную практику по семипалатинцам, могли бы объединиться и обратиться к правительству с предложением расширить перечень. Тогда людям не пришлось бы так долго и унизительно добиваться того, что им положено.
Поиски органа
– Право граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на меры социальной поддержки возникает после получения соответствующего удостоверения, – уточняет начальник отдела кадрово-правовой работы областного департамента соцзащиты Ирина Пронина. – Оформляет его МЧС. Региональные органы соцзащиты обеспечивают прием от граждан необходимых документов для получения удостоверения и их правовую оценку, после чего документы отправляются в МЧС. И большинство граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получают такое удостоверение своевременно в установленном порядке. Проблемы возникают в двух случаях: когда гражданин не проживал в населенных пунктах, включенных в утвержденные правительством перечни территорий, и когда гражданин проживал на загрязненных территориях, но за пределами периода радиационного воздействия.
Ситуация осложняется еще и тем, что до настоящего времени МЧС России не определен орган, уполномоченный устанавливать суммарную (накопленную) дозу облучения семипалатинцам. Поскольку все эти вопросы не урегулированы законодательством, граждане вынуждены обращаться в суды для установления: первое – суммарной дозы радиации (а ее они подтверждают через северскую лабораторию геномной медицины), второе – причинно-следственной связи между полученной дозой облучения и проживанием на территориях, подвергшихся радиационному воздействию.
Конечно, эта ситуация не устраивает ни самих граждан, которым нужно собирать документы для представления в суд, ни органы соцзащиты, вынужденные отвлекаться для участия в судебных заседаниях. Департамент соцзащиты ТО обращался в МЧС с просьбой ускорить решение вопроса об определении уполномоченного органа. Имеется ответ: «Министерством ведется организационная работа по определению указанного органа».
Ускользающие хромосомы
Остановка судебных процессов – вполне реальная перспектива для семипалатинцев. Северская лаборатория, заключения которой служили доказательствами в суде, больше хромосомный анализ не выполняет. «По техническим причинам». Пострадавшим рекомендуют медучреждения в Москве и Санкт-Петербурге. Далеко и дорого.
Можно пойти и другим путем. В Томске нужный анализ выполняет также НИИ медгенетики. Хотя там от заказов не в восторге.
– Исследования не финансируются из бюджета и делаются за рамками нашей основной работы, – поясняет заведующая клинико-диагностической лабораторией института Светлана Вовк. – Анализ и дорогостоящий, и продолжительный (выполняется в течение месяца), люди вынуждены оплачивать его из своего кармана. Плюс в конце документа идет обязательное примечание: данное исследование не является информативным, если диагностированы репарации ДНК; если к человеку применялись радиоизотопные методы исследования; лучевая терапия, терапия противоопухолевыми препаратами.
Сейчас на подходе новая формула расчета дозы облучения. Она принята 4 мая 2010 года Минюстом и имеет силу нормативного акта. Но на территории области еще не определено, какое именно медучреждение будет по этой формуле работать.
Лишение прав
– Что получается: сегодня в качестве доказательств надо предоставлять показатели дозы радиации, выполненные по новой формуле, а в Томске она не внедрена. Северская лаборатория уже не оказывает нам помощь, а силами НИИ медгенетики обеспечить количество необходимых анализов сложно, – возмущен Сергей Недобитков, первый в Томской области выигравший семипалатинский процесс. – В результате в судах начинают скапливаться дела семипалатинцев, по которым невозможно принять решение. А ведь подобные анализы необходимы не только для получения удостоверений. Я бы хотел иметь возможность провести такое исследование для контроля состояния здоровья. Мы снова лишаемся права спорить с государством – даже через суд.
Проживал в Семипалатинске с 1955 по 1994г.Почему мне отказали в льготах? Все справки имею.
До сих пор нет ответа.