Бригада томских медиков посетила Чаинскую школу-интернат
Речка Чая, отделяющая деревню Черемушки от районного центра, и впрямь цвета крутой чайной заварки. Через речку переброшен пеший деревянный мостик, местами утопающий в воде. Для переправы автомашин есть паром с ручным управлением – его перетягивают за трос на другой берег…
В половодье, говорят, Чая разливается, и тогда единственным средством связи сел левобережья с «большой землей» становится лодка. Бригаде томских медиков и примкнувшей к ней корреспонденту «ТВ» повезло: мы смогли воспользоваться одной из последних в этом году паромных переправ. Целью поездки было посещение Чаинской школы-интерната коррекционного типа, расположенной в Черемушках. Когда-то деревушка так и называлась – Детдом. Но потом ей дали более благозвучное имя.
Десант здоровья
Детские врачи разных профилей ехали в интернат, чтобы осмотреть ребятишек на предмет возможных патологий, дать рекомендации по их корректировке медперсоналу и при необходимости направить в педиатрические клиники Томска для более тщательного обследования и лечения. Это была традиционная благотворительная акция, организованная региональными отделениями Фонда мира (председатель правления Валентина Ермаченко) и Фонда милосердия и здоровья (Валентина Сысоева). В рамках акции медицинские десанты СибГМУ побывали уже во всех подобных учебных заведениях области за исключением двух. В Чаинский интернат бригада отправилась впервые.
Пара километров от реки на автобусе – и глазам открывается небольшая деревушка. Аккуратная часовня, несколько домов, на некотором расстоянии от них – территория школы-интерната. Внушительная такая территория, на которой разместились учебный корпус для старшеклассников, мастерские, котельная, насосная станция, овощехранилище, картофельные плантации, другие объекты. В старом двухэтажном здании встречает директор Татьяна Фур. Знакомство, и доктора расходятся по кабинетам, перед которыми тут же выстраиваются стайки ребятишек.
Земляки
– Что это у тебя такая синева под глазами? – удивляется ассистент кафедры педиатрии ФПК СибГМУ, кандидат медицинских наук Любовь Гладких, ощупывая живот лежащего на кушетке мальчика. – Чего же ты, дружок, недополучаешь? Вас же пять раз в день кормят. Кстати, откуда ты сюда приехал?
– С Третьей Тиги.
– Ой, – всплескивает руками доктор. – Так это же моя родина! Где ты там живешь?
– На улице Центральной.
– А в моем детстве там была всего одна улица…
Беседа о родных местах не мешает врачу направлять ее в нужно русло:
– Куришь?
Вопрос не случайный: почти половина воспитанников – а это дети с проблемами в развитии из родительских и опекунских семей и сироты – подвержена вредной привычке.
– Нет, не курю.
– Вот и молодец, будешь здоровячком.
От тестирования до пальпации
В отдельном кабинете ведет прием аспирант кафедры психиатрии СибГМУ Альфия Еникеева. Перед ней сидит восьмиклассник Гена и, наморщив лоб, решает задачи.
– С помощью тестов я проверяю интеллектуальные способности мальчика, – шепчет нам молодая врач. – У Гены хорошо развито практическое мышление.
– Так это тот самый Гена, – подхватывает Валентина Сысоева, – которого сейчас хвалили мастера производственного обучения?! Это правда, что после школы ты хочешь заняться деревообработкой и уже сейчас готовишь для этого инструменты?
– Правда, – серьезно отвечает парень.
В помещении, где девочек осматривает ординатор кафедры гинекологии Оксана Скиданенко-Левина, тишина. Специализация все-таки деликатная, девчушки стесняются. Их сюда никто не гонит, идут по доброй воле – если что-то беспокоит. Одна малышка, например, пожаловалась на болезненное увеличение молочной железы. По мнению детского гинеколога, подобное проявление преждевременно, ребенка надо дообследовать на аппаратуре.
Вооруженная инструментами, привезенными из Томска, лор-врач Любовь Пашкова изучает состояние ушей и носоглоток воспитанников, а в соседней комнате, не мешая друг другу, работают два доктора медицинских наук, два профессора – заведующая кафедрой детских инфекционных болезней Альбина Помогаева (куратор врачебных десантов) и специалист по восстановительной терапии Вячеслав Пашков. Вячеслав Константинович отмечает, что в основном ребята физически здоровые: сказывается массовое увлечение спортом (зимой воспитанники с удовольствием бегают на лыжах и коньках, летом занимаются легкой атлетикой), – но его сильно беспокоит повальное увлечение курением.
Разбор полетов
– Я обязательно переговорю с Балашовым (Петр Балашов – зав. кафедрой психиатрии СибГМУ – Т.В.), у них есть специальные методики для избавления от вредной привычки, – обещает Альбина Помогаева директору интерната, которая тоже встревожена никотиновой зависимостью ребят. – Попробуем вместе вам помочь.
– А двух мальчиков нужно обязательно показать кардиологу, – говорит Пашков, – у них серьезные шумы в сердце. И хорошо бы выделить уголок, где ребята могли бы тренироваться с простейшими эспандерами, гантелями, а то у многих слабые мышцы.
– И еще одного ребенка следует отправить в Томск, – добавляет Любовь Пашкова. – Надо разобраться с его хроническим гнойным отитом, иначе он может потерять слух.
Подведение итогов осмотра проходит в оперативном режиме. Медсестра интерната Светлана Япарова записывает советы городских коллег в блокнот. По ее словам, подобные десанты очень полезны. Например, приезд детского инфекциониста для них исключительный случай, и если бы позволило время, следовало показать Альбине Помогаевой абсолютно всех ребятишек. Альбина Петровна не возражает. Напротив, поддерживает: детей надо наблюдать в динамике. А это значит, что Чаинский интернат может ждать повторного визита врачей из Томска.
От автора
Вокруг воспитанников заведений, подобных Чаинской школе-интернату, сложился обидный стереотип: а-а, коррекционщики! Да, дети здесь особенные. На физическом и интеллектуальном развитии многих из них сказываются плохая генетика (родители злоупотребляют алкоголем), недостаток материнской любви, тяжелое младенчество. Но они удивительно доброжелательные, искренние, готовые познавать мир так, как умеют. А педагоги помогают им в этом. Помимо обычных уроков, здесь широко развито трудовое воспитание. Есть кабинет социальной ориентации – имитация домашней кухни, мастерские, сельхозкласс, огород, где дети занимаются деревообработкой, вяжут, шьют, выращивают овощи, квасят капусту. Есть даже свиноферма, на которой, правда, воспитанникам работать запрещено… Одним словом, практическое представление о том, как можно приспособиться к жизни, ребята получают. Не зря, наверное, улица, на которой расположен интернат, называется Светлой. А вот будет ли их путь светлым после окончания школы – тяжелый вопрос.
Вооруженная инструментами, привезенными из Томска, лор-врач Любовь Пашкова изучает состояние ушей и носоглоток воспитанников Чаинского интерната
Томские врачи рекомендовали руководству интерната выделить уголок, где ребята могли бы тренироваться с гантелями: характерная проблема воспитанников – слабые мышцы