Рыбный день в Доме искусств

Обитателей рек и морей томские художники воспели в стихах и красках

В минувшую пятницу в Доме искусств им. Шишкова можно было погрузиться в волшебный подводный мир. На открытии художественной выставки «Сказка о золотой рыбке» свет был приглушенный, цвета морской волны, раздавался шум прибоя… Среди посетителей «плавали» волоокие русалки, вальяжно расхаживали моряки в тельняшках.

Рыба под шуткой

Хозяйка выставки, председатель гильдии томских художников Ольга Вакарина, гостей встречала в наряде морской царицы: через плечо перекинута тога, в ушах сверкают перламутровые серьги, на запястье позвякивает серебряный браслет с подвесками из ракушек. Она загадывала гостям мудреные загадки и читала парадоксальные смешные стишки: «Жарилась рыба на сковороде и говорила: здесь так уютно, тепло и мило, а в холодильнике я совсем простыла».

Вода – стихия текучая, изменчивая: иногда бурная и неукротимая, иногда – тихая и прозрачная. Это и пытались отразить организаторы, создавая антураж выставки. Вода – это еще и среда обитания рыб, они и стали главными персонажами всех художественных работ. Реалистические и фантастические, добродушные и с хищным оскалом – самые разные.

– У некоторых людей рыбы вызывают брезгливость: они холодные, скользкие, серые… А мне нравятся эти существа: в них есть что-то беззащитное и таинственное, – говорит Ольга Вакарина. – Для живописца же невзрачная рыбья чешуя – настоящий подарок. На ней, если приглядеться, столько разных оттенков играют и переливаются, просто диву даешься! А яркие и пестрые тропические рыбки вообще маленькие шедевры природы.

 

Фосфор вдохновляет

Известный в Томске галерист Ольга Сулакшина принесла на выставку керамические блюда и блюдца в форме рыб. Рассказывает, купила их в Узбекистане на рынке у ремесленника. Сделаны они вручную, расписаны с большим вкусом: вместо чешуи – цветочный орнамент. Правда, на некоторых блюдцах видны сколы, а на одном и вовсе сеть трещин – оно было разбито и склеено. Все это признаки того, что красивая посуда не пылится где-то на полках, а находится в домашнем обиходе.

– Обожаю этот набор, ставлю его на каждый праздничный стол, – улыбается Ольга. – Я вообще, как говорится, рыбная душа, поэтому ни одно торжество не обходится у нас без рыбы. На столе она бывает в любом виде: под шубой, заливная, фаршированная… В рыбе много фосфора, а этот микроэлемент подстегивает творческую мысль. Так что ешьте больше рыбы, господа художники!

 

Осетр из кедра

Скульптор Владимир Рубан изваял рыбу в виде артистки: изящно изогнувшись, она поет в микрофон. «Биологически рыбы немы, но в сказках они говорят, поучают, обещают немыслимые богатства. Так почему бы рыбе не стать звездой эстрады, – иронизирует мастер. – Этой аллегорией я хотел показать, что невозможное возможно, если включить воображение и юмор».

Самый крупный экспонат на выставке – метровый осетр. Его топором сотворил пенсионер Петр Пшеничников. Выловил бревно в реке, высушил и вырубил знатную рыбину. «Вы где-то учились художественной резьбе по дереву?» – интересуюсь. «А как же, – смеется мужчина, – дровокольную академию окончил». И перебирает фотографии: в усадьбе на Степановке у него настоящий деревянный зверинец – лоси, маралы, медведи в натуральную величину… В молодости Петр Никифорович был заядлым охотником и рыбаком, умел делать чучела животных и рыб. Головы громадных щук с зубастыми ртами привлекали внимание многих посетителей выставки, а некоторые взрослые даже увещевали своих любопытных малышей: «Не суй пальцы – откусит».

Закончился вернисаж фуршетом, на котором главным кушаньем стала рыба – соленая, копченая, вяленая… «Виновница праздника на нас не обидится», – решили гости, уплетая сочные деликатесные ломтики форели, карпа и скумбрии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + шестнадцать =