Кто будет воспитывать детей: школа или улица?

Завершился первый этап апробации школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Педагоги подводят итоги: что удалось, какие были сложности? Марина Мурзина, завуч школы № 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска, учитель высшей категории, начавшая преподавать модуль «Основы православной культуры», рассказала «ДД» о том, как к новому предмету отнеслись дети.

– Марина Николаевна, а не лишний ли курс «Основы религиозных культур и светской этики» в загруженной школьной программе?

– Согласно законодательству, содержание образования должно обеспечивать формирование у детей духовно-нравственной личности. И школа должна это делать в рамках традиционных духовных и культурных ценностей России, сохраняя преемственность поколений. Образование будет полноценным, только когда мы передадим ребенку не просто набор знаний по тем или иным предметам, но и научим делать правильный нравственный выбор, видеть глубину жизни.

Увы, не в каждой семье разговаривают с ребенком на религиозно-нравственные темы, не говоря уже о религиозном воспитании. Для родителей важным оказываются оценки, хорошо ли ведет себя, накормлен-напоен… Что же творится у ребенка в душе, для многих оказывается маловажным. На первом уроке спросила детей: «Кто из вас крещен?» Подняли руки почти все. «А кто знает, какая главная христианская вероучительная книга?» Молчание. «Кто-нибудь был из вас в храме?» Молчание. Если родители и школа не будут говорить детям о духовно-нравственных ценностях, то их будут «воспитывать» улица и телевизор, и получается, что молодые люди уже к двадцати годам совершают почти все смертные грехи, даже не понимая, что делают нечто плохое, которое потом сломает им жизнь.

– Почему в школе выбрали именно основы православной культуры?

– Изначально я склонялась к тому, что в школе нужно изучать основы мировых религий, руководствуясь желанием расширить религиозно-культурный кругозор детей. Но потом поняла, что за 34 часа полноценно рассказать о четырех религиях 11-летним детям невозможно. При перевыборе в марте уже сами родители начали настаивать на основах православной культуры. Прочитала учебник и сочла его самым удачным. Начала преподавать, увидела положительную реакцию детей. Теперь мое мнение – нашим детям нужны именно основы православной культуры. Это ближе нам по духу, в основном все дети – христиане, мы живем в христианском мире, отечественная культура укоренена в Православии.

– Как прошло начало эксперимента?

– Перед началом курса я очень переживала, как он будет воспринят детьми. Ведь там много непростых даже для взрослых тем. Например, христианское учение о душе, евангельские заповеди блаженства, Божий суд. Вначале мне и самой не все было понятно, приходилось изучать глубже православную культуру и делать для себя открытия одновременно с детьми. К счастью, волнения были напрасными.

– Как восприняли новый предмет дети?

– Дети оказались открытыми к общению по темам курса. Они не просто пассивно слушали, но и приводили примеры из жизни, рассуждали, сами искали дополнительную информацию. Мы часто рисовали, смотрели фильмы, презентации, социальные ролики о милосердии и взаимопомощи, каждый урок проводили игры: на коммуникацию, взаимопонимание. Как это может не понравиться детям?! Слова о правде, добре и любви задевали за живое! Православная культура нашла отклик в детских душах. Мне показалось, что у детей за полгода появилась определенная зрелость в поступках, они начали слушать друга, идти на компромисс.

Удивительно, что девочка из мусульманской семьи, ранее не изучавшая предмет и перешедшая в школу в этом году в пятый класс, легко влилась в изучение православной культуры, с интересом посещала уроки и писала замечательные сочинения-рассуждения. На последнем уроке, когда дети сделали итоговые презентации по полюбившимся темам курса, ученики задали ей вопрос – а как в исламе? Девочка хорошо рассказала о своей вере. И ее с интересом все слушали.

– А ведь пугали религиозными конфликтами между детьми в классе…

– Добрая атмосфера в классе складывается тогда, когда педагог, будучи верующим человеком, придерживается именно культурологического акцента, рассказывая о своей религии, чтобы его занятия не превратились в напористую проповедь и свидетельство о личном религиозном опыте. Думаю, мне это удалось. Тем более Новый Завет учит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми».

Когда закончился последний урок, мне не верилось, что у нас больше не будет этих занятий. И глядя в горящие глаза детей, я осознавала, сколько еще нужно им сказать, и было очень жалко с ними расставаться. Для меня совершенно очевидно, что основы православной культуры нужны на протяжении всего периода обучения, и особенно в старших классах.

 

Перед началом апробации нового курса было много опасений по поводу того, что между детьми разных национальностей и вероисповеданий могут возникнуть конфликты. По словам педагогов и родителей, один из главных выводов после начала эксперимента: опасения не подтвердились. Неприязни на религиозной почве между школьниками нет!

Перед началом учебного года в пятом классе можно было отказаться от того или иного модуля в рамках курса и выбрать другой. Однако от сснов православной культуры в школе № 15 никто не отказался, а вновь прибывшие ученики весьма легко влились в изучение курса.

Когда первая четверть подходила к концу, и детям, и педагогу было жалко расставаться с курсом «Основы православной культуры». Даже не верилось, что занятий больше не будет.

СПРАВКА «ДД»

*Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» преподавался для учащихся четвертых-пятых классов, четвертая и первая четверти соответственно, в объеме 34 часов светскими педагогами.

* В 2010 году в эксперименте по апробации ОРКСЭ в средней образовательной школе участвовало 20 регионов.

* По данным Департамента образования Томской области, в регионе экспериментом были охвачены более 9100 школьников. На конец мая модуль «Основы светской этики» для своих детей выбрали 51,4% родителей, «Основы православной культуры» – 24%, «Основы мировых религиозных культур» – 22,4%, «Основы иудейской культуры» – 0,95%, «Основы исламской культуры» – 0,83%, «Основы буддистской культуры» – 0,61%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + три =