Почему увольнение директора учреждения культуры Томского района обернулось судебными разбирательствами
Людмилу Шилову уволили с работы. На дипломатичном языке официальных документов – «в связи с принятием решения о прекращении трудового договора». Что именно послужило причиной увольнения, маленький коллектив Детской школы искусств поселка Зональная Станция, которым много лет руководила Шилова, так и не узнал.
«Глава решил – глава сделал, и это не обсуждается», – сказала на собрании педагогов 27 октября начальник отдела культуры Томского района Валентина Ким. А собственно, почему? Сегодня Людмила Георгиевна уже подала заявление в суд по поводу восстановления в должности. И готова рассказать историю своего увольнения. И Валентина Ким не отказалась изложить собственную версию развития событий в Зональном…
Рождение школы
Судьбоносное для своей карьеры решение скромный преподаватель музыки томского Дома ученых Людмила Шилова приняла еще в 1991 году. Мама одной из ее учениц (Людмила Георгиевна вела специальность «фортепиано») поинтересовалась: не хочет ли она открыть свою школу в районе?
При всей сложности, задача не была неразрешимой. В детской школе искусств очень нуждался поселок Зональный. Предложение Шиловой – организовать ДШИ по четырем направлениям: музыкальное, хореографическое, художественное и общеэстетическое – было встречено с пониманием.
И с 1 февраля 1992 года новое учреждение культуры заработало в сельском клубе. Штат – три человека вместе с Шиловой, первый набор – 29 учащихся.
А пять лет спустя произошел еще один поворотный момент, позволивший школе окончательно встать на ноги: она получила собственное помещение. «Трансгаз», строящий Зональный, заложил для ДШИ двухэтажное здание. Учеников стало около двухсот, а педколлектив увеличился до 12 человек.
Существовала школа на бюджетное финансирование и родительскую плату за обучение. Учредителем являлась администрация Томского района.
История одного выговора
И все шло хорошо. Первый серьезный конфликт произошел в прошлом году. В него оказались вовлечены директор ДШИ, мама одного из учеников и чиновники райадминистрации. Его историю рассказала начальник отдела культуры Валентина Ким:
– С сентября наши школы искусств перешли на бесплатное образование. Теперь источниками их дохода стали бюджет и добровольные пожертвования родителей.
(В Томске эта система действует давно. И благотворительные взносы по большей части являются «добровольно-принудительными», поскольку одних только госсредств все равно не хватает. И это – благодатная почва для возникновения трений и скандалов между ДШИ и родителями. – И.А.).
– Я собрала директоров, – продолжает Валентина Николаевна, – и объяснила: смогут люди платить – хорошо. Если кто-то откажется – ребенок должен учиться бесплатно. Никакого принуждения. И чтобы претензий со стороны родителей не было!
Тем не менее появилась первая жалоба от жительницы Зонального. Суть коротко: мама одного из учеников не захотела «жертвовать» школе сама и обратилась к другим родителям. Шилова попросила не устраивать агитацию. В директорском кабинете состоялся неприятный разговор. В дальнейшем «отказница» утверждала, что руководитель школы вела себя очень грубо, но насколько обоснованны ее слова, проверить сложно – беседа проходила без свидетелей. Конфликт докатился до районного отдела культуры. Валентина Ким сочла за лучшее извиниться перед родительницей, а Шилова получила выговор.
Но история на этом не закончилась. Чуть тлеющий скандал разгорелся с новой силой. Теперь в нем появились финансовые подробности: родительница пожаловалась главе администрации, фактически обвиняя Людмилу Шилову в нецелевом расходовании средств школы искусств.
ОБЭП, ваш выход!
Параллельно вскрылся еще один недочет: оказалось, что педколлектив ДШИ вовремя не прошел положенный медосмотр. Причина – отсутствие денег на счете. (Как только средства поступили, медосмотр был пройден, но… осадок остался). Учредитель неприятно удивился: почему отсутствовали деньги?! Должны были быть! И назначил проверку.
Проверяющим удалось обнаружить нарушения штатного расписания и финансовой дисциплины: на ставки технического персонала (вахтеры, техничка, делопроизводитель) были устроены директорские родственники. Работали друг за дружку, выручали по-семейному… И получали деньги. По заключению комиссии – незаконно.
– Всплыл такой кошмар, – отмечает Ким, – что все документы были переданы в ОБЭП. Факты хорошие: много людей прошло через штатное расписание. Милиция отработала уже полгода. Скоро вынесет определение. Почему так долго? Так ведь не проверяют там, где много денег. А где их мало, наоборот, смотрят очень тщательно…
Двоевластие
Лето ознаменовалось для зональненской школы искусств неприятным приключением.
– Я ушла на больничный 12 мая, – рассказывает Людмила Шилова. – На работе оставила своего заместителя – Елену Калтайс. И вдруг 31 мая появляется распоряжение райадминистрации, что на время моей болезни и.о. в приказном порядке назначается другой человек! Два директора исполняют обязанности параллельно! Бухгалтерия в шоке: завела две папки, складывает распоряжения в две стопочки…
Чтобы как-то покончить с двоевластием, чиновники в сопровождении милиции приезжают в ДШИ – вскрыть директорский кабинет и забрать печать. Завхоз Татьяна Гевейлер не подпускает нежданных гостей к дверям кабинета, в Зональный вызвана команда журналистов с ТВ-2 – снять сюжет о чиновничьем самоуправстве…
В итоге Калтайс все-таки остается единственным официальным руководителем, пока болеет ее начальница.
– И вот 20 октября я возвращаюсь с больничного, а 26-го издается распоряжение о моем увольнении. На следующий день Ким просит собрать коллектив и намерена лично ознакомить учителей с этим документом. В нем всего несколько строк: уволить «в связи с принятием решения о расторжении трудового договора» и короткая информация о компенсационных выплатах.
«Глава решил – глава сделал!»
Собрание прошло на повышенных тонах. Главным оппонентом Валентины Ким выступила Татьяна Гевейлер. Вот отрывок диктофонной записи, сделанной на этом мероприятии:
– Если человека увольняют, он должен присутствовать здесь, пояснить, на каком основании это произошло?
– Шилова завтра будет объясняться с главой и все свои претензии выскажет!
– А перед коллективом она не может объясниться?
– Вы без нас можете объясняться сколько угодно, при нас объясняться не нужно. Мы все знаем. Есть устав, в нем записано, что учредитель решает все ваши вопросы. Учредитель – администрация Томского района. Глава решил – глава сделал. Какие могут быть разговоры?
– Нас возмущает…
– Да возмущайтесь вы сколько угодно!
– Как ведете себя?
– Как хочу, так и веду!
– Это профанация какая-то…
– Никакой! Как положено – так и сделаем!
В ходе этой «полемики» Гевейлер дождалась от начальника отдела культуры определения: «вы – каждой бочке затычка…»
Право хранить молчание
Так была снята со своей должности Людмила Шилова, создавшая в поселке детскую школу искусств и руководившая ей 18 лет. Незадолго до ухода на пенсию. Да, учредитель имеет право не озвучивать причин своих действий. А может быть, это просто очень удобно? Определение ОБЭП в отношении директора еще не вынесено; «грубое поведение», строго говоря, не доказано. А нет человека – нет проблемы, или ее можно спустить на тормозах.
Но в случае с Шиловой это не проходит: она обратилась в Томский районный суд и намерена восстановиться на работе. А Татьяна Гевейлер подала заявление на Валентину Ким в мировой суд за публичное унижение чести и достоинства…