Суд на руинах

Жительница Каргаска пытается доказать, что ее квартира стоит денег

В селе Каргасок на ул. Партизанской снесли ветхий дом. Жильцов расселили, а старую двухэтажную деревяшку убрали. И все бы шло своим чередом, но одну из владелиц квартир – Наталью Майбах – категорически не устроила выкупная цена, предложенная местной администрацией.

Снесли-то хоть и неблагоустроенную, но все же трехкомнатную квартиру – 51,8 кв. м. А взамен предложили 147 тыс. рублей. «За такую сумму в Каргаске можно разве что баню купить!» – возмущается Наталья. Да и этих денег пришлось добиваться по суду.

 

Ушли и унесли двери

В трехкомнатной квартире на ул. Партизанской в Каргаске Наталья Майбах проживала со своим несовершеннолетним сыном Павлом. Когда Наталья вышла замуж, переехала с ребенком в дом к мужу и начала сдавать квартиру. Неблагоустроенное жилье с печным отоплением стоило недорого – но и эти 4 тыс. рублей были семье нелишние. В 2007 году здание признали ветхим и жильцов расселили.

– Уходя, люди буквально растаскивали свои квартиры по досточкам, – рассказывает Наталья Майбах. – Кто двери уносил, кто косяки, кто полы снимал… Даже шифер с крыши забрали! Все же под снос…

Квартира, находящаяся под нашей, была полностью разобрана. Жить стало небезопасно, и квартиранты мои съехали. Я двери закрыла и оставила в таком законсервированном виде. Но все-таки за домом приглядывала. И вот в один прекрасный день вижу, что у нас уже нет ни рам, ни дверей… Пишу заявление в милицию по поводу незаконного проникновения в квартиру. Но в возбуждении дела мне отказывают: «потому что ваше жилище уже непригодно для проживания».

Параллельно Наталья Майбах начала заглядывать в сельскую администрацию, узнавать, какая компенсация положена им с сыном за квартиру в доме под снос. И столкнулась с неожиданным поворотом: чиновники посоветовали обратиться в суд. «Но вы же должны мне что-то предложить, я соглашусь или откажусь, и если возникнет спор, тогда мы и будем решать его в судебном порядке!» – настаивала Майбах.

 

Три эксперта – три цены

Тем не менее договориться не удалось: последовала длительная судебная тяжба. Спор шел о выкупной цене. Казалось бы – чего сложного? Приглашайте экспертов, оценивайте квартиру и выплачивайте собственникам причитающуюся сумму. И эксперты действительно были вызваны и сказали свое слово. Согласно заключению специалиста ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» стоимость квартиры на Партизанской равнялась 147,8 тыс. рублей… Такая цифра сложилась после объявления дома ветхим и активного растаскивания его жильцами.

– Фактически эта сумма составляла всего 20% от возможной стоимости моей квартиры. Она ведь была в порядке, я вкладывала в нее деньги, – утверждает Наталья.

Это же подтвердили в суде и свидетели – бывшие соседи.

Майбах обратилась в другую экспертную организацию – ООО «Региональный центр «Профоценка». Ее сотрудник назвал совсем иную рыночную стоимость объекта: по состоянию на 2008 год – 772 тыс. рублей… (За отправную точку была взята аналогичная квартира в подобном доме).

Столь существенная ценовая вилка обернулась тем, что суд счел необходимым назначить третью экспертизу. Эксперт ГУ «Центральная Томская лаборатория судебной экспертизы» указал на то, что по состоянию на 2003 год рыночная стоимость составляла 320 тыс. рублей, а к 2007-му уже упала до 165 тыс. рублей.

– После расселения дома, – продолжает Наталья, – в нем было отключено электричество. Помещения подверглись разрушению и вандализму. Я считаю, что моя квартира стала «непригодной для проживания» именно благодаря действиям администрации Каргасокского сельского поселения. Поэтому просила суд обязать выплатить мне выкупную цену за изымаемое помещение в сумме 772 тыс. рублей. А также упущенную выгоду, которая составила 56 тыс. рублей. (Я ведь не могла больше сдавать квартиру внаем, квартирант съехал).

6 мая 2010 года Каргасокский районный суд отказал в иске Наталье Анатольевне в полном объеме. По его решению Майбах предстояло оплатить еще и производство экспертизы – 24 960 рублей.

 

По второму кругу

После кассационной жалобы в областной суд дело было снова направлено в Каргасок. На рассмотрение той же судье. Теперь требования истицы были частично удовлетворены: 22 сентября решено взыскать с администрации 165 тыс. рублей. А расходы по экспертизе снизились до 19 626 рублей!

Но и такой исход Наталью Анатольевну не устраивал:

– Нет, я не согласна с решением – это нереально! Ну, пусть будет не 700 тысяч, пусть 500 тысяч – но чтобы можно было взамен квартиру купить! Я же смотрю по объявлениям – люди продают-покупают квартиры в таких же старых домах. Я учитываю, что у нас – печное отопление, нет ни газа, ни воды, иначе бы по каргасокским ценам такое жилье стоило бы уже под миллион. И нигде в судебных документах не отражено, что нарушены не только мои права, но и права моего несовершеннолетнего сына – ведь квартира на Партизанской также принадлежала и ему!

…Последовала новая кассационная жалоба, но облсуд оставил ее без удовлетворения – в основной части. Небольшим утешением можно считать, что оплату экспертизы – 19 626 рублей – коллегия по гражданским делам все-таки сняла с Майбах и отнесла за счет федерального бюджета.

 

«Это дело меня задело!»

Ни сама Наталья Анатольевна, ни ее адвокат Анатолий Фокин не намерены отступать. Не получилось в Каргаске, не удалось в области – есть инстанции и повыше!

– По сути, нарушено конституционное право гражданина на жилье. Подобным решением люди были попросту его лишены! – заявил Фокин. – Это дело меня задело, я доведу его до высших инстанций. Если не решится на уровне Верховного суда, обращусь в Страсбург!

Дом на Партизанской уже снесен. А тяжба все продолжается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × четыре =