Две реки, два берега

«Антикризисный глава» Александр Разумников знает, кто может превратить «резервации пенсионеров» в процветающие поселения

 Рассказывать кривошеинцам о новом главе мунципального образования излишне: нынешней осенью они вновь избрали себе старого главу – Александра Разумникова, руководившего районом в 1991–2000 годах. В течение последнего десятилетия он работал в областном департаменте строительства и архитектуры. А 10 октября 2010-го победил на выборах, уверенно обойдя двух своих конкурентов: за Александра Васильевича проголосовали 67,29% избирателей.

Возвращение во власть после 10-летнего перерыва, да еще такое, можно сказать, триумфальное – явление нечастое. О причинах и целях этого возвращения «ТВ» рассказал старый-новый глава Кривошеинского района Александр Разумников.

«Инициатива – жителей, решение – мое»

– Участвовать в выборах – мое решение, – говорит Александр Разумников. – Но начальным побуждением к тому стали не мои личные амбиции, а воля инициативных земляков – в основном предпринимателей, на плечах которых держится более половины экономики Кривошеинского района. Они мне сказали: наступили кризисные времена – тебе нужно возвращаться, поскольку ты работал главой района в самые тяжелые 1990-е годы, ты знаешь, что нужно делать, ты умеешь и хочешь работать…

– А как же народная мудрость о невозможности дважды войти в одну и ту же реку?

– Где же вы одну и ту же реку увидели? Наш район в 1990-е и сейчас – это две разные реки. Тогда не по дням, а по часам рушились производства и предприятия. Люди месяцами сидели без зарплаты: задолженность бюджетникам доходила до 5,5 месяца (и это был, представьте, самый маленький показатель по области!), на предприятиях сроки невыплат доходили до двух лет. Получали заработанное пиломатериалом, хлебом, пряниками, макаронами, водкой – чем угодно… Очень многие оказывались вовсе без работы. Тогда все говорили о проблемах, но не знали, как организовать новое производство, да и законодательной базы на этот счет не было. Мало кто вообще понимал, что нужно делать…

– А сейчас?

– Сейчас понимают. Романтизм выветрился из голов. Люди осознали, что нужно надеяться больше на себя, чем на государство. Да и законодательная база, необходимая для развития любых форм хозяйствования (как крупных предприятий, так и малого бизнеса), сегодня уже существует.

 

«Начинаем оживать»

– Экономика Кривошеинского района, на 76% дотационного – это два берега одной реки, – рассказывает Александр Васильевич. – Причем в буквальном смысле: левый берег Оби – это сельское хозяйство, правый – лесное. На правом берегу после нескольких лет застоя и полного отсутствия производства (примерно с 1997 по 2004 год) оно стало оживать: например, компания «Сиблестрейд» в Красном Яре заготавливает уже 35 тыс. кубометров древесины в год и практически всю ее перерабатывает. На 2011 год перед нею стоит задача нарастить объемы производства до 80–100 тысяч «кубов», под это монтируется еще одна лесопильная линия. На левом берегу у нас сохранились четыре крупных сельскохозяйственных производственных кооператива с поголовьем в 200, 250, 300 и 500 коров…

 

«Избирателям ничего не обещал»

– У нас трудности с водоснабжением, большие проблемы с дорогами, – вздыхает глава Кривошеинского района. – Два населенных пункта практически отрезаны от большой земли. В поселок Красный Яр можно попасть только вертолетом, хотя от границ Томска до него всего 80 км. В селе Карнаухово люди держат очень много скота, но туда далеко не всегда можно доехать, а это – доставка ребятишек в школу соседнего села Никольского, вывоз произведенной продукции, завоз кормов… Вода, энергия, дороги – это вещи, которые должны быть сами собой разумеющимися, но их нет…

– В предвыборную кампанию вы повстречались с 3 тыс. избирателей – об этом говорили люди?

– Да: о доступности медицинских, социальных, транспортных услуг, о состоянии ЖКХ… У нас сильно изношены все системы коммунальной инженерной инфраструктуры, построенной в начале 1980-х. Примерно 15% населения не могут пользоваться электроприборами, потому что не хватает напряжения в сети, на некоторых концевых участках линий электропередачи напряжение всего 130–180 вольт.

– Что же вы лично обещали избирателям?

– Как ни странно, я им ничего не обещал. Скорее – формировал и оттачивал задачи, которые должны стоять передо мной и перед районной администрацией. Первое и главное: создание условий для развития производства в любых его видах на территории района и создание условий для привлечения инвестиций в район. Будет производство – будет наполнение бюджета, тогда и получится решать социальные вопросы. Кто говорит, что социальная сфера определяет наличие и статус населенного пункта, тот глубоко ошибается. Нет производства – поселение вымирает. Что ты ни делай, со временем исчезнут школа, фельдшерско-акушерский пункт, станут хуже дороги и реже будет ходить автобус, если люди трудоспособного возраста уедут. У нас многие деревни превратились в некую резервацию пенсионеров. Старики возмущаются, что автобус редко ходит, но гонять этот автобус каждый день за 20–30 км ради одного пенсионера – какой же бюджет это выдержит? А ведь это живой человек, которого надо защитить социально, медпомощь предоставить…

 

«Первооснова жизни – хлеб насущный»

– Неиспользуемых сельхозугодий у нас все еще очень много, поэтому сегодня главная задача – вовлечение жителей левобережья в сельхозпредпринимательство, – уверен Разумников. – Власть обязана создать все возможные условия, чтобы активно развивалось как личное подсобное хозяйство, так и фермерское, и крупные предприятия. Самое главное в этом деле – переработка и реализация продукции. Сегодня эта цепочка не отлажена. Надо построить пункты приема скота, забоя, переработки…

– То есть сначала работа, удобства потом?

– Бизнес и социалка – это вещи взаимосвязанные и параллельные. Предпринимателю необходимы комфортные условия проживания: чтобы фельдшер, продавец, парикмахер были не за семь километров, а рядом, чтобы была возможность доставить детей в художественную и музыкальную школы. Сотовая связь и Интернет – это сегодня уже не только комфорт, но и необходимый элемент управления. Можно ли вернуть специалиста, пожившего в городе, в деревню к печке и удобствам на улице? Как ему объяснить, что он должен жить так? И кому он это должен?

Но он приедет, если будет возможность получить или построить крепкий дом с подведенными газом, канализацией, горячей водой… Еще несколько лет назад, отработав день в совхозе, сельский житель закидывал литовку на плечо и шел свое сено вручную косить да сгребать, да в копны метать… Эта жизнь была физически выматывающе тяжела! У современного сельхозпроизводителя должен быть нормальный рабочий день с нормальной нагрузкой, но его труд должен быть эффективным.

– А потенциал – рабочий, предпринимательский, творческий – у кривошеинцев есть? Говорят: село безынициативно, оно вымирает…

– Есть и потенциал, и желание работать. Каждый день в администрацию люди приходят с вопросами – как начать дело, купить племенной скот, сельхозтехнику… И помощь власть оказывает субсидированием процентной ставки по кредитам, погашением части затрат, обеспечением водой, электроэнергией, семенами, молодняком… Понятно, что враз все предпринимателями не станут, но бизнес на селе развивается потихонечку.

Первооснова жизни человека – хлеб насущный. Горожане, похоже, уже наелись эрзац-продуктов из супермаркетов – генно-модифицированных, с химическими добавками, перемороженных, полусъедобных… Люди хотят натуральной, здоровой и свежей пищи. Необъятный рынок полумиллионного Томска – это и есть настоящая перспектива для нашего района.

 

«Экономика Кривошеинского района, на 76% дотационного – это два берега одной реки. Причем в буквальном смысле: левый берег Оби – это сельское хозяйство, правый – лесное»  

«Неиспользуемых сельхозугодий у нас все еще очень много, поэтому сегодня главная задача – вовлечение жителей левобережья в сельхозпредпринимательство»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 5 =