Клиническая монетофилия

Федеральные медицинские учреждения Томска слишком любят брать деньги с пациентов

 

Проведенная в октябре-ноябре проверка СибГМУ по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности выявила достаточно серьезные нарушения: безлицензионную деятельность по отдельным специальностям, невыполнение федеральных стандартов оказания медицинской помощи, нарушения при производстве экспертизы временной нетрудоспособности, ведении медицинской документации… И, к сожалению, общеизвестную и весьма болезненную для пациентов страсть медучреждения к деньгам, выразившуюся в нарушении правил оказания платных медицинских услуг.

 

Приписки в калькуляциях

– В СибГМУ мы проверили часть договоров об оказании платных услуг за сентябрь этого года и все связанные с этими случаями документы, – рассказывает главный специалист-эксперт отдела контроля, надзора и лицензирования медико-социальной деятельности Управления Росздравнадзора по ТО Анджей Скобельский. – Практически во всех обнаружили либо неправомерность взимания платы, либо несоответствие калькуляции фактически оказанным услугам.

Скобельский приводит пример: пациент, заплативший в сентябре в кассу клиник 38 850 рублей за операцию по удалению простаты в урологическом отделении, часть услуг, предусмотренных договором и расчетом стоимости медпомощи не получил вовсе (УЗИ желчного пузыря, печени, поджелудочной железы, селезенки; экскреторную урографию; физиопроцедуры). Продолжительность операции оказалась завышена в несколько раз. Операционная бригада состояла не из двух врачей и двух операционных сестер, а из врача и медсестры, в расчет были включены препараты, которые не использовались вовсе или были заменены на более дешевые. Дельта стоимости виртуальной и реальной услуги составила более 17 тыс. рублей!

 

Доплата за недовыполнение?

– Кроме того, проанализировав договоры и сопоставив объемы помощи, оплаченной из кармана пациентов и средств бюджета, с процентом выполнения клиниками СибГМУ плана по койко-дням, можно сделать вывод о двойной оплате лечения больного, – сообщил Анджей Скобельский. – Хотя по правилам платные медицинские услуги должны оказываться дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. И, согласно определению Кассационной коллегии Верховного суда РФ, основанием для оказания платных медицинских услуг являются выполнение медицинским учреждением в полном объеме программы гарантий бесплатной медицинской помощи и отсутствие соответствующих медицинских услуг в данной программе. А в клиниках СибГМУ план 2009 года по оказанию стационарной помощи, финансируемой за счет средств федерального бюджета, выполнен всего на 67,8%, план трех кварталов 2010 года – на 68,4%. О какой еще доплате из кармана больных тут можно говорить?

 

Везде букеты нарушений

Проверка СибГМУ была рядовой и плановой: Управление Росздравнадзора по ТО осуществляет лицензирование, контроль и надзор за медицинской деятельностью учреждений, находящихся в федеральном ведении – Минздравсоцразвития РФ, РАМН либо ФМБА. В течение последних двух лет в семь из восьми таких учреждений наведывались эксперты-контролеры. И практически везде находили букеты нарушений.

Например, в НИИ фармакологии насчет калькуляций вообще не заморачивались: каждый поступающий в стационар больной просто платил от 10 до 15 тыс. рублей (это выяснилось в ходе апрельской проверки). Из 2554 пролеченных пациентов 2088 доплатили из личных средств на сумму 19,6 млн рублей.

Получив от Росздравнадзора предписание, а от двух судов – решения об административном наказании, институт «исправился» – деньги с пациентов теперь берут, найдя законную лазейку: оформляют договоры с людьми на их участие в исследовательских работах по темам, не утвержденным РАМН сверх гарантированного объема, то есть не оплаченного из федерального бюджета.

– Еще один распространенный вид нарушений, – рассказывает Скобельский, – невыполнение федеральных стандартов при обследовании и лечении больных (очень часто отклонение составляет 30–40 или даже 50%). Полностью стандарты выполняются, пожалуй, только в НИИ курортологии. Надо заметить, что в двух НИИ – кардиологии и онкологии – мы нашли менее всего нарушений, и они не грубые, поэтому здесь ограничились лишь предписаниями.

 

Фокус с койками

А вот в НИИ акушерства и гинекологии платных услуг не оказывают, там зарабатывают, ловко перекладывая пациенток с одной койки (муниципального роддома № 4, на площадях которого размещается институт) на другую – федеральную научную, да так, что они этого и не замечают.

– Я обнаружил случай, когда пациентка день находилась в роддоме (случай оплачен из средств ОМС), после чего ее отправили рожать в НИИ акушерства (оплата произведена из средств федерального бюджета), – рассказывает Скобельский.

По мнению руководителя Управления Росздравнадзора по ТО Михаила Чиняева, этот НИИ вообще висит на волоске:

– Он незаконно располагается на муниципальных площадях и пользуется оборудованием, не получив это в аренду или в безвозмездное пользование от города. Если к концу января 2011-го ситуация не исправится, мы обратимся в суд с иском о приостановлении деятельности этого федерального учреждения. Следующий шаг – аннулирование лицензии. Область может потерять довольно крупный и нужный Томску НИИ, единственный в своем роде от Урала до Дальнего Востока. А вот если бы здесь начали оказывать высокотехнологичную помощь по акушерству и гинекологии, которую в области до сих пор не оказывают (например, экстракорпоральное оплодотворение стоимостью квоты от 100 до 300 тыс. рублей), то и не надо было бы в карманы больных заглядывать. Это пожелание можно адресовать всем нашим НИИ.

 

***

Итог кропотливой деятельности специалистов Росздравнадзора по ТО – с десяток судов и штрафов учреждениям по 5 или 10 тыс. рублей и изредка руководителям – 1 тыс. Потому что, объяснили в Росздравнадзоре, нарушения при оказании платных услуг не относятся к категории грубых по отношению к лицензионным условиям и требованиям. Даже если с больного при этом, фигурально выражаясь, были сняты последние штаны.

Какие еще могут быть последствия? После многократных предписаний (как правило, только половину нарушений учреждения устраняют сразу) и взысканий Управление Росздравнадзора может обратиться в суд с иском о приостановлении деятельности учреждений и далее – аннулировании лицензии. Звучит серьезно, но вот насколько реалистично?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + пятнадцать =