Равнодушное бездействие

В длительном противостоянии жильцов, мэрии и УК поставлена точка. Или многоточие?

Взаимоотношения населения и управляющих компаний часто напоминают боевые действия, а их описание требует милитаристской терминологии. Впрочем, в этой истории круг действующих сторон не ограничивался жильцами конкретного дома и УК.

В конфликт были втянуты районная администрация, мэрия, строительная организация, суды, депутаты и известная в России правозащитная организация. Однако количество участников не меняло характера происходящего: он оставался агрессивно-боевым, местами – бюрократически-равнодушным.

 

Фундамент на обмане

В 1996-м ОАО «Северстройинвест» получило разрешение мэрии на реконструкцию двухэтажного деревянного дома по адресу ул. Войкова, 3. Однако, к удивлению жильцов соседнего дома по ул. Войкова, 1 (оба здания принадлежали облпотребсоюзу, а с начала 1990-х стали муниципальными), застройщик приступил не к реконструкции, а к сносу старой постройки и возведению новой. Вырыли котлован, вбили сваи. А на дворовую территорию, прилегающую к дому по Войкова, 1, завезли стройматериалы, в непосредственной близости установили высотный грузоподъемный кран.

Риск, связанный с перемещением стрелы крана с тяжелейшим грузом прямо над крышей и двором (а значит, над головами людей), – это еще цветочки. Ягодки оказались куда серьезнее. В результате развернувшегося по соседству строительства жители лишились горячей воды (бойлер, находившийся на Войкова, 3, был уничтожен). Получили в «подарок» разрушенную и забитую строительным мусором систему придомовой канализации, затопленный подвал, нашествие крыс, блох, комаров и невыносимый запах в придачу. Но они терпели, потому что руководство ОАО «Северстройинвест» посулило по завершении первого здания приступить к возведению второго с непременным переселением жильцов с Войкова, 1, в благоустроенные квартиры. Обещание, увы, было дано в устной форме и никого ни к чему не обязывало. В итоге застройщик, закончив работу, на целых 14 лет оставил наивных граждан с носом, с антисанитарией и с букетом бытовых проблем.

 

Нехорошие квартиры

В особенно бедственное положение попали жители первого этажа. Например, квартира нанимателя Елены Бочарниковой при забивке свай на соседней стройплощадке сотрясалась до такой степени, что ванна накренилась градусов на 20 от поверхности, пол под ней прогнулся, стены повело, а из-за скопления канализационных стоков и грязной воды в подвале, которая стояла на высоте одного-полутора метров, стали гнить балки и образовался огромный потолочный пузырь. Из колодцев наружу во двор вышла сточная вода, и дом буквально поплыл. По словам руководителя Томского исследовательского центра по правам человека Николая Кандыбы, подключившегося по просьбе жильцов к решению их проблем, квартиры Бочарниковой и ее соседей по первому этажу представляли собой ужасающее зрелище.

– Осенью 1997-го я вел видеосъемку проеденных крысами дыр в полу, гнилых пятен на стенах и прочего кошмара, – делится впечатлениями опытный правозащитник, – и в это время по моей ноге пробежала крыса. Мне стало противно, и я посочувствовал жильцам, а они рассказали, что по ночам здесь гуляют целые полчища грызунов, от которых гибнут кошки. Сильно досаждали людям комары и блохи.

По совету Кандыбы жильцы обратились с жалобой на невыносимые бытовые условия в мэрию, в ПЖЭРТ Ленинского района и с заявлением в районный суд. Ответы последовали противоречивые: одни обманывали – ваш дом подлежит сносу, вторые разочаровывали – ваш дом сносу не подлежит, третьи припечатывали – сами виноваты. По жалобам жильцов в 1997 году к ним приезжала начальник городского ГАСН Надежда Балычева, которая уверяла, что стройка будет остановлена, дворовая площадка освобождена от стройматериалов. Но ничего не менялось. Отреагировал лишь зам. мэра Виктор Полищук, с разрешения которого от системы отопления в квартиры подали техническую горячую воду, и все. В том же году суд вернул заявление жильцов. Люди попытались провести акцию протеста против произвола властей, однако протестующих оказалось так мало, что от них просто отмахнулись.

 

Жажда перемен

Шло время. Сменились мэр, его замы, глава районной администрации. Произошла реорганизация жилищно-коммунальных служб, вместо ПЖЭРТ появились управляющие компании. За давностью лет забылась незаконность возведения жилого здания на Войкова, 3. А многострадальный дом на Войкова, 1, попавший под крыло ООО «УК «Ремстройбыт», как стоял рассадником антисанитарии в центре города, так и продолжал стоять. Не дождавшись светлого будущего, ушла из жизни пожилая чета из первой квартиры. Родился ребенок во второй. Разваливающиеся стены равнодушно взирали на зигзаги человеческих судеб. Аналогичным образом посматривали на бытовую разруху в доме чиновники. Кроме жильцов, он был никому не нужен: его не включили в список аварийных, своевременно не поставили в очередь на капитальный ремонт. В 2004–05 гг. была вторая попытка сноса дома, застройщиком теперь уже выступал «Инвабыль». Потом была и третья попытка расселения с участием каких-то мошенников. Так бы, наверное, и продолжалось до полной кончины здания, если бы в дело снова не вмешался Николай Кандыба – на этот раз не как консультант, а как представительное лицо, действующее по доверенности жительницы квартиры № 2 Елены Бочарниковой.

 

Хождения за три года

От имени жильцов Кандыба требовал ремонта здания, восстановления нормального горячего водоснабжения, определения причины постоянного затопления подвала водой и ее устранения, проведения санитарной обработки для истребления крыс и насекомых, компенсации морального вреда в пользу пострадавших… Ровно три года длилась судебная эпопея. Было собрано огромное количество письменных доказательств и около десятка свидетельских показаний. Но суд бездействовал из-за неявки ответчиков. По словам Кандыбы, он встречал предубеждение со стороны Ленинского райсуда, что заставило его заподозрить правосудие в явном подыгрывании власти. Десятки заседаний, вынужденные дополнения к искам, кипы бумаг, ссылки на законы и документы, договоры… – не каждый человек выдержит такую карусель. Николай Кандыба выдержал. И все же , по его мнению, суд оказался необъективным, пристрастным – в иске Бочарниковой было отказано в полном объеме.

– Это хуже предательства, – говорит Елена Бочарникова. – Когда надеяться уже не на кого, кроме правосудия, принимается решение, причем в отсутствие из-за болезни моего представителя.

К удивлению Кандыбы, судья Татьяна Исупова именно на этот раз обеспечила-таки явку ранее не являвшихся представителей ответчиков и провела судебное заседание без стороны истца. В кратчайший срок дело было рассмотрено, и 1 июня 2010 года принято решение.

 

Победа без триумфа

2 ноября 2010-го судебная коллегия по гражданским делам областного суда со второй попытки приняла кассационное определение, которым отменила предыдущее решение Ленинского райсуда и признала обоснованными большинство требований Елены Бочарниковой. Коллегия обязала администрацию Томска провести капитальный ремонт в течение первого квартала 2011 года, а ООО «УК «Ремстройбыт» – отремонтировать подвал и находящиеся в нем канализационные системы и произвести другие работы. Предусмотрела и компенсацию морального вреда: в пользу Бочарниковой должна быть взыскана ощутимая сумма с администрации Томска и с УК.

Казалось бы, основные требования удовлетворены. Почему же тогда Николай Кандыба не называет себя победителем? Все просто: его смущает, что некоторые сроки, указанные в судебном определении, уже миновали, а дело (на 25 декабря) не сдвинулось с мертвой точки. Например, ремонт пола в ванной комнате квартиры № 2 и дератизацию мест общего пользования предписывалось провести до 15.12.2010. На носу Новый год, а воз и ныне там. Похоже, жильцам снова придется встречать его в компании неистребимых блох и крыс. Значит, предполагает правозащитник, не исключены очередные баталии. Тем более что ответчики вовсе не собирались сдаваться. Их юристы подали жалобы в президиум облсуда в надежде отменить вступившее в законную силу решение второй инстанции или хотя бы потянуть время. В нынешние декабрьские морозы стоящая в доме вода обратилась в ледяной панцирь, трубы водоснабжения перемерзли… Какой уж тут триумф?

 

Дом на ул. Войкова, 1: несмотря на положительное решение суда, ситуация не меняется. Сегодня стоящая в подвалах вода обратилась в ледяной панцирь, а трубы водоснабжения перемерзли

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 1 =