Вопросы воспитания

«Все дети одинаковы», твердят взрослые во всем мире. И… воспитывают их совершенно по-разному!

В Японии, например, «многоуровневый» подход. До 5 лет ребенок – «король», ему можно все и за это ничего не будет. До 15 лет он «раб», если ему и можно что-то, то только в рамках общественных традиций, иначе он становится пугалом. После 15 он «ровня», и ему разрешается иметь собственных «тараканов» в голове, за которых его никто не осудит.

Но это право взрослый должен отрабатывать – учебой, почитанием родителей, уважением духов синтоизма и пр. Работа для взрослого человека, скорее, способ не выделяться из общего фона. В итоге на Японских островах поколениями живут трудолюбивые люди, хранящие верность семье, предприятию и государству. Чрезвычайное же подавление личности в детстве выливается в большое количество публичных самоубийств и шокирующую молодежную моду.

В протестантизме значительную роль в воспитании подростков играет культ трудовой этики. Эта религиозно обоснованная доктрина о необходимости добросовестного и усердного мирского служения делала протестантские семьи богатыми в Европе и особенно в Америке. Дети в них с пеленок усваивают тезис о неизбежности одобренного свыше труда. Для протестанта добросовестный труд – самоцель, а приумножение семейного состояния – только побочный эффект.

Но человеческая цивилизация дает нам и образцы совершенно иного подхода. Основаны они, конечно, на общих для этого народа культурных, социальных и философских взглядах. Ярчайший пример – Индия. Индия живет под благословением и проклятием кармы. Хинду считают, что сегодняшняя жизнь, какая бы она ни была – хорошая или тяжелая, результат твоих прошлых действий. Если в предыдущей жизни ты был праведником, чтил богов, выполнял обряды, то обязательно родишься благородным, возможно, даже брахманом (высшая каста жрецов). Если же ты появился на свет неприкасаемым (низшая каста) и вынужден до конца жизни чистить руками канализацию, то, понятно, – это плата за грехи прошлой жизни. Надо просто терпеливо, разгребая городские нечистоты, жить праведником, чтить богов и так двалее, чтобы следующая жизнь прошла более удачно. В Индии детей быстрее научат петь молитвы, чем ходить в школу – это считается более надежным способом улучшить карму. Справедливости ради необходимо отметить, что именно индуизм дал нашей цивилизации прекрасные культурные памятники, неизвестные рациональной Европе, – Веды. Эти, как считают хинду, вечные богооткровения являются древнейшими человеческими произведениями, затрагивающими вопросы создания мира, Космоса, взаимоотношения человека и высших сил.

Сказать, что какая-то система в воспитании детей особо хороша, а другая особо плоха, будет чудовищной косностью. Именно разнообразие в воспитании делает один народ отличным от другого. Глобализация в воспитании сотрет культурные различия человечества, сделав нашу цивилизацию неинтересной для нас самих. В конечном итоге унификация народов приведет к застою и упадку, ведь известно, что прогресс рождается на стыке культур.

Наталья Логинова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.