Крещены и просвещены

Сегодня, 19 января, Русская православная церковь празднует Крещение Господне, или Богоявление. Многие из нас крещены, считают себя верующими христианами. Как же событие Крещения Христа в реке Иордан, которое Он принял от святого Иоанна Предтечи, связано с каждым из нас?

В праздничных песнопениях подробно описываются переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель указывал слушавшему его народу на пришедшего Исуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию. И когда Господь просил у Предтечи крещения, он «затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи мира, Ты Сам освяти меня и воды».

Иоанн Креститель получил повеление крестить народ от Бога. Крестившись, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией.

Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое.

Фактически Крещение Господа явилось предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28: 19–20). Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

Богоявлением же настоящий праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица, о чем говорится в Евангелии ( Мф. 3: 13–17; Мк. 1: 9–11; Лк. 3: 21–22; Ин. 1: 33–34). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в священной реке Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» (Мф. 4: 16) и спасти по благодати падший человеческий род. При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице, истинное знание о Боге.

А знаете ли вы?

*Изображения великого праздника Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи.

*Обычно на иконах Богоявления над находящимся в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа, лучи троичного света, а также благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи» – глас с небес. Тем самым акцентируется момент явления Божества, Богоявления.

*В Навечерие праздника (18 января) в храмах совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господня, освятившего водное естество.

*В сам день праздника, 19 января, освящение воды совершается на реках, озерах, источниках и колодцах в воспоминание самого Крещения Господа, происходившего на реке Иордан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + семнадцать =