В Томске появились деньги, напоминающие о вечных ценностях

В церковно-историческом музее Томской духовной семинарии появилась коллекция монет, которые имели хождение во время земной жизни Иисуса Христа. Каждый экспонат напоминает нам о том или ином сюжете Священного писания, а значит, возводит нас к вечным ценностям и смыслам, которые хочет донести до каждого из нас Господь. Именно в возможности соприкосновения через материальное к вечному состоит для верующего человека ценность данной коллекции.

«Кесарю кесарево»

Динарий – римская серебряная монета (вес примерно 3,8 г) с изображением римского кесаря (императора) Тиберия.

Кесарю кесарево, а божие – Богу. Наверное, каждому известна эта фраза. Однако все ли знают, что это ответ Иисуса Христа фарисеям, желавшим, как повествует Евангелие, подловить Его в слове, хотели обвинить либо перед римскими властями в подстрекательстве к неуплате налога, либо перед народом в пособничестве завоевателям. «Позволительно ли платить подать кесарю или нет?» – спрашивали они. Но Иисус, видя лукавство их, сказал: «Что искушаете Меня, лицемеры? Покажите мне монету, которою платится подать». Они принесли Ему динарий. И говорит им: «Чье это изображение и надпись?» Говорят Ему: «Кесаревы». Тогда говорит им: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Услышавши это, они удивились и, оставивши Его, ушли» (Мф. 22: 15–22).

Динарий многократно упоминается в евангельских текстах. Так, в притче о милосердном самаритянине рассказывается о человеке, пострадавшем от разбойников, над которым сжалился милосердный самаритянин. Он перевязал несчастному раны, устроил его в гостиницу, заплатив два динария (причем в русском переводе монета в этой притче названа сребреником, но в тексте оригинала упоминается конкретная серебряная монета – динарий) (Лк. 10: 25–37).

В другом месте Евангелие рассказывает о том, как сребролюбивый Иуда, осуждая женщину, возлившую на голову Христа драгоценное миро, говорит, что его можно было бы продать более чем за 300 динариев (Ин. 12: 5). А апостол Филипп на повеление Спасителя накормить пять тысяч проголодавшихся человек отвечает, что «им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя бы понемногу» (Ин. 6: 7).

Драхма – греческая серебряная монета (вес около 4,2 г), отчеканенная при Александре Македонском во время эллинского правления на Востоке, а также в восточных провинциях Римской империи. Одна драхма составляла плату греческому воину за один день службы.

В Евангелии эта монета упоминается в притче о женщине, имевшей 10 серебряных монет – драхм – и потерявшей одну из них. С усердием, зажегши свечу, она искала ее в самых темных уголках дома и, найдя, пригласила соседей разделить с ней радость обретения (Лк. 15: 8). Это образ самого Христа, ищущего каждую погибающую человеческую душу.

«Внести свою лепту»

Лепта – монета, отчеканенная в Иудее при Хасмонейском правителе Александре Яннае.

«Внести свою лепту», так мы говорим, когда имеем в виду какой-то, пусть даже мало-мальский, вклад в общее дело. Однако далеко не каждый сегодня помнит, что эта крылатая фраза восходит к евангельскому рассказу о бедной вдове. «Сел Иисус против сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк. 12: 41–44).

«Продать за тридцать сребреников»

Тетрадрахма – серебряная монета (вес 14 г), отчеканенная в финикийском городе Тире. Только такая монета принималась в качестве пожертвования на Иерусалимский храм и именовалась священным сиклем, или шекелем.

Тридцатью такими монетами иерусалимские первосвященники рассчитались с Иудой Искариотом за его предательство Учителя.

Особый интерес представляют пруты, отчеканенные Иродом Великим, при царствовании которого в Вифлееме родился Господь, а также монета Понтия Пилата. Именно отпечаток такой монеты был обнаружен учеными на глазах Христа Спасителя на Туринской плащанице.

Монеты, которые позволяют нам соприкоснуться с эпохой Христа Спасителя и апостолов, может увидеть каждый при посещении музея Томской духовной семинарии. Музей расположен на территории Богоявленского собора по адресу: г. Томск, пл. Ленина, 8, и открыт для свободного посещения по воскресеньям с 12.00 до 16.00. В остальные дни возможно посещение группами по предварительной записи по телефону 8 (382-2) 51-26-05.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =