Институт надежды

Коллектив НИИ онкологии исследует и внедряет эффективные методы лечения опухолей

 Злокачественные новообразования – одно из самых грозных заболеваний нашего времени и одна из главных проблем медицинской науки. Чтобы противостоять противнику, надо знать его в лицо. То есть изучать причины возникновения опухолей, механизмы развития, особенности поведения в зависимости от генетических, этнических, климатических, социальных и других параметров. А на основе результатов исследований разрабатывать методы диагностики, лечения, реабилитации, профилактики. И, разумеется, внедрять их в практику. Весь этот колоссальный набор задач применительно к территории Сибири и Дальнего Востока стоит перед НИИ онкологии СО РАМН. Плюс образовательная деятельность. Просветительская. И множество других функций. Как коллектив умудряется выполнять столь огромный объем работы? Ответ лежит на поверхности: здесь собрались – без всякого пафоса и преувеличения – настоящие подвижники своего дела.

 

Удачный старт

Фундаментальную научную стратегию института сформулировал в конце 1970-х – начале 1980-х заместитель директора по научной работе Николай Васильев. Академик предложил сосредоточить усилия на решении междисциплинарных проблем, касающихся механизмов возникновения и закономерностей распространения онкологических заболеваний на востоке страны. Благодаря такой глобальной постановке вопроса региональное учреждение превратилось в институт союзного значения. Кипучая энергия Николая Владимировича подкреплялась мощной организационной поддержкой таких уникальных личностей, как Анатолий Потапов, будущий министр здравоохранения Российской Федерации, а на тот момент первый директор НИИ онкологии, Николай Блохин, президент АМН страны, директор Всесоюзного онкологического научного центра, и Егор Лигачев, первый секретарь Томского обкома КПСС. Великолепная четверка дала старт становлению института. В процесс реализации проекта с энтузиазмом включились десятки людей.

 

Надежные корни…

Все горели желанием внести свою лепту в общее дело. Профессор Валериан Подоплекин возглавил исследования, связанные с изучением закономерностей распространения онкогенных вирусов на территории от Урала до Дальнего Востока. Это была пионерская эпидемиологическая работа, которой до этого в стране никто не занимался. Профессор Любовь Писарева, руководитель лаборатории онкоэпидемиологии, вместе с вирусологами, иммунологами, клиницистами многократно выезжала в командировки и экспедиции, собирая материал об эпидемиологических особенностях региона. Итогом огромной работы стал атлас онкологических заболеваний не только по крупным административным регионам, но и по районам каждой области с указанием территорий повышенного и пониженного риска. Исследования, связанные с лечением опухолей опорно-двигательного аппарата, курировал профессор Юрий Ланцман. Под руководством профессора Бориса Зырянова (с 1986 по 2001 год директор НИИ онкологии) разрабатывались программы комбинированного лечения больных раком желудка и легких, включающие в себя различные режимы химио- и иммунотерапии. Он же возглавил разработку принципиально нового для страны метода комбинированного лечения – интраоперационной лучевой терапии больных злокачественными новообразованиями внутренней локализации. Заведующий отделением опухолей головы и шеи профессор Зиновий Кицманюк первым стал проводить органосохранные операции при опухолях гортани, показал пример реконструктивно-пластической хирургии по устранению послеоперационных дефектов лица и предложил новые методы речевой реабилитации. Людмила Мусабаева, руководитель отделения радиологии, профессор, активно участвовала в организации первого в Сибири и на Дальнем Востоке медико-биологического комплекса на базе циклотронной лаборатории НИИ ЯФ ТПУ. Профессор Светлана Величко сформировала научное направление по комплексной лучевой оценке опухолей на этапах ранней и уточняющей диагностики, внедрила новые диагностические алгоритмы лучевых методов исследования при различных локализациях опухоли. Светлана Андреевна стала и одним из создателей первого в Сибири центра по выявлению заболеваний молочных желез (сейчас – диагностический центр при НИИ онкологии).  

Эти и многие другие специалисты стали пионерами в своих направлениях, у них появились последователи, вокруг них сформировались научные школы. Ученики подхватили и развили идеи своих наставников.

…И качество жизни

По уровню научных разработок, применяемых в клинике методов диагностики и лечения, по значимости профессиональных рекомендаций, выданных коллегам-практикам на территории от Урала до Владивостока, НИИ онкологии СО РАМН входит в число ведущих учреждений онкологического профиля в России. В последние годы его сотрудники взяли курс не только на исследование и лечение онкозаболеваний, но и на реабилитацию и сохранение качества жизни больных. То есть медики не просто сохраняют пациентам орган, но и дают шанс вести полноценную жизнь после операции.

По словам президента РАМН, директора Российского онкологического научного центра им. Н. Блохина Михаила Давыдова, сегодня в Томском НИИ онкологии под руководством директора члена-корреспондента РАМН Евгения Чойнзонова сосредоточен богатый интеллектуальный потенциал, работают замечательные специалисты, внедряются высокотехнологичные методы диагностики и лечения, реализуются перспективные исследовательские проекты. Коллектив, на который с надеждой смотрят сотни тысяч людей, полон новых идей и уверенно идет в будущее.

 

Сотрудниками НИИ онкологии СО РАМН разработан метод комбинированного лечения с проведением интраоперационной лучевой терапии и дистанционной гамма-терапии у больных с опухолевым поражением лицевого скелета. Традиционный комплекс – дистанционная гамма-терапия и оперативное вмешательство – дают эффективность лечения 42 процента. Когда же этот метод дополняется интраоперационной лучевой терапией, результативность повышается до 66 процентов.

 

Благодаря ранней диагностике около 80 процентов пациенток Томской области, пролеченных по поводу рака молочной железы, переживают 10-летний срок наблюдения.

 

Профессиональный конек НИИ онкологии – органосохранные операции. Если 20 лет назад таких операций выполнялось 20 процентов от общего количества, то сейчас – до 90 процентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × три =