Дорогие мои зубки

Что мешает томичам улыбаться по-американски

На рынке стоматологических услуг в последние годы произошли разительные перемены. Чудовищные бормашины уступили место не причиняющей боли технике, появились прочные материалы, новейшие технологии, относительно высокий сервис. Но люди по-прежнему вздрагивают перед визитом к дантисту. Почему? И каково состояние стоматологической помощи в Томске? На эти и другие «зубные» вопросы искали ответы участники круглого стола, состоявшегося в редакции «ТВ» накануне Всемирного дня стоматолога.

 

Надо больше и лучше

Светлана Рябова, главный врач Томской областной стоматологической поликлиники, президент областной стоматологической ассоциации:

– Получить полное представление о масштабах стоматологической службы в области трудно, потому что многие частные структуры игнорируют требование о статистической отчетности. Поэтому полных данных о количестве врачей, работающих в частных клиниках, и выполненных объемах нет. По этой же причине трудно говорить о других количественных показателях – общей численности штатов, объеме оказываемой населению помощи. Что касается государственных и муниципальных учреждений, то здесь обеспеченность кадрами очень низкая, особенно в районах. Имеющиеся при участковых больницах стоматологические кабинеты закрываются: работающие там специалисты уходят на пенсию, заменить их некем. По сравнению с соседними регионами, где медицинские вузы давно готовят стоматологов, Томская область смотрится бледно. Свои надежды на решение кадровой проблемы мы возлагаем на кафедру стоматологии СибГМУ, где в этом году будет первый выпуск. Хотя и здесь уже есть настораживающие симптомы – пять ребят, которые учились за счет государства, могут не вернуться в свои районы. Но при всех проблемах в Томске сегодня можно получить тот же набор стоматологических услуг, что и в Москве. Многие наши клиники оснащены новейшей техникой – частные лучше, государственные чуть хуже; специалисты обучаются и в столице, и за рубежом. Да и сюда мы приглашаем самых лучших стоматологов для обучения наших кадров передовым технологиям.

 

Михаил Чиняев, руководитель Управления Росздравнадзора по ТО:

– Ситуация со стоматологической помощью в области сложная. На 400 с лишним тысяч взрослого населения в Томске имеющиеся мощности рассчитаны на обслуживание всего 250 тысяч. У нас явно не хватает муниципальных стоматологических учреждений. Например, в Октябрьском районе нет ни одного такого учреждения. Почти все прикреплены либо к 3-й стоматологической, либо к 10-й поликлинике. А у тех мощностей не хватает. И в то же время в районе есть муниципальные стоматологические площади, но они отданы в аренду коммерческой организации. Парадокс: муниципальная площадь, муниципальное оборудование, а использует их частник! При этом 3-я поликлиника арендует свои площади у физического лица. Года два назад мы подсчитывали, но положение, я уверен, изменилось ненамного: в муниципальных поликлиниках не хватает около 50 стоматологических установок и примерно 45–50 стоматологов. Тем не менее бесплатная стоматологическая помощь существует и реально оказывается населению. Только почему-то значительная часть жителей Томска не знает об этом.

Статфакт

В Томской области стоматологические услуги оказывают: одно государственное учреждение – областная стоматологическая поликлиника, три взрослые и две детские муниципальные поликлиники, семь отделений в учреждениях общего медицинского профиля в областном центре и шестнадцать – в районах, два федеральных учреждения – при СибГМУ и поликлинике СО РАМН. Работают кабинеты при участковых больницах.

Частную стоматологическую службу представляют 160 клиник и кабинетов, из них 140 находятся в Томске.

 

Детские слезы

Лилия Выдренко, главный врач МЛПМУ «Детская стоматологическая поликлиника № 2»:

– В 2008 году у нас завершился капитальный ремонт. Поликлиника после этого изменилась в лучшую сторону, но все еще не стала отвечать всем требованиям к детскому стоматологическому учреждению. Из-за недостатка площадей у нас нет физиокабинета, комнаты гигиены, ортодонтического отделения с лабораторией. Но наша главная цель была увеличить количество рабочих мест. До ремонта у нас работали четыре стоматологические установки, сейчас – до восьми в одну смену. Кадровая проблема – одна из самых главных в детской стоматологии. В соответствии со штатным расписанием детских стоматологических поликлиник Томска укомплектованность штатами составляет 50%. Вроде бы и зарплата неплохая: по решению гордумы персоналу доплачивается надбавка 300% от оклада, и отпуск 42 дня, и персональные надбавки за перевыполнение плана существуют, и все социальные обязательства перед сотрудниками выполняются, однако ситуация, увы, не меняется. Усугубляет проблему нежелание молодых специалистов работать в детской стоматологии из-за ограничения возможности оказания платных услуг, да и работа с детьми требует особых условий. Профилактическая работа в ДДУ и школах сводится только к проведению профилактических осмотров. Из-за отсутствия стоматологических кабинетов в школах санация полости рта не проводится. И поэтому соотношение между плановой профилактической помощью и лечением по обращаемости меняется в пользу последнего. Другой проблемой детской стоматологии Томска является отсутствие ортодонтической помощи в муниципальных стоматологических поликлиниках.

 

…И вызов на дом

Андрей Скворцов, главный врач МЛПУ «Поликлиника № 3»:

– За 25 лет работы в муниципальной стоматологии я убедился, что концептуально ее развитием никто не занимался: нет единого плана развития, нет централизованного подхода. Причем это проблема не только города Томска. На мой взгляд, основная беда муниципальной стоматологии – расположение в зданиях, не соответствующих стандартам. Стоматологические поликлиники находятся в приспособленных или арендуемых помещениях. По данному вопросу я полностью поддерживаю Михаила Чиняева. Если нет помещений, то где и как организовать рабочие места врачей-стоматологов? Как оснастить их современным оборудованием?

У нашей поликлиники прикрепленное население с 2000 года выросло с 46 до 84 тыс. Если в 2000 году 70% специалистов составляли зубные врачи, а 30% – врачи-стоматологи, то к 2010 году эта, на мой взгляд, показательная ситуация изменилась с точностью до наоборот: 70% врачей-стоматологов (с высшим образованием) и 30% зубных врачей (со средним специальным). Проблема нехватки стоматологов – это одна сторона вопроса, другая – нехватка высокопрофессиональных специалистов. В таких условиях пациент приходит в поликлинику как в хороший театр – «на кого-то». Из года в год наблюдается прирост числа посещений примерно на 15%. В 2010 году к нам было 30 043 обращения. Но, несмотря на дефицит кадров и огромный поток пациентов, замечаний к уровню обслуживания почти не бывает. Напротив, люди благодарят за хорошую работу. Недавно мы провели анкетирование пациентов по вопросам качества обслуживания, и они оценили его как высокое.

Наша поликлиника – единственное муниципальное учреждение в городе, которое оказывает услугу «вызов на дом» людям с ограниченными физическими возможностями. Востребованность услуги из года в год растет. Большое внимание мы уделяем диспансеризации и санпросветработе: в прошлом году наши доктора прочитали 40 лекций для 1 826 подростков, провели 556 бесед с больными, находящимися на диспансерном учете, приняли участие в ярмарке здоровья в ТГУ.

 

Дилемма: частное или государственное?

Владимир Макаров, генеральный директор ООО «Дента»:B

– В последнее время активно идет процесс сокращения государственных стоматологических учреждений страны, он коснулся, конечно, и нашего города. Возможно, государство, в ведении которого находятся бюджетные стоматологические учреждения, действительно сейчас не в состоянии содержать их в надлежащем виде?

Вступление стоматологии в рынок дало много нового и полезного для нашей специальности – новые взаимоотношения «стоматолог – пациент», повышение качества стоматологической помощи, здоровую конкуренцию за пациента, новые технологии и т.д. Но стали очевидными и минусы. Резко снизились социальная защита пациентов, доступность стоматологической помощи, закрылась значительная часть школьных кабинетов, ушла система диспансеризации и государственная система профилактики.

Очевидно, что частная стоматологическая служба сегодня завоевала явное признание у значительных слоев населения. Она служит мощным рычагом, который может обеспечить развитие стоматологической службы. Люди сейчас вправе выбирать, куда пойти лечиться, тем более что стоимость стоматологической помощи в некоторых коммерческих структурах и по отдельным видам стоматологического обслуживания даже ниже, чем в государственных учреждениях. На мой взгляд, в рыночных условиях большего успеха в своем развитии добьются те стоматологические учреждения, которые при сложившемся широком предложении не станут гнаться за сверхприбылью, будут честными с пациентами и обеспечат высокое качество услуг. Это позволит им сохранить доверие пациентов и создать себе благоприятный имидж.

 

Как нас дурачат

Михаил Чиняев:

– Вопиющих фактов облапошивания стоматологических пациентов в Томске нет. Но есть примеры всевозможных уловок. В декабре мы проверяли одну из поликлиник и нашли колоссальные расхождения между расчетом стоимости услуг и по факту. Например, наложение пломбы по расчету – 284 рубля (затраты на материалы при этом 54 рубля), а пациент платит 698 рублей; или лечение зуба: расчет – 582 рубля (затраты на материалы 154 рубля), по факту оплачивает 1 782. Спрашиваем: почему? Отвечают: потому что такие цены в городе. Ни главный врач, ни экономист не смогли внятно объяснить, откуда взялись накрутки. Вторая ситуация: при наложении пломбы со стоимостью материала 150 рублей пациент платит 1 500, оплачивая стоимость материалов на 5–10 пломб. Поймать за руку в таких случаях достаточно сложно. Что тут можно сделать? Посоветовать пациентам в первую очередь обращаться в муниципальные учреждения. Страховые медицинские организации за каждого жителя ежемесячно производят платежи поликлиникам, оказывающим стоматологическую помощь, независимо от того, обращался человек к стоматологу или нет. А управлению здравоохранения Томска надо согласовать реальные цены на оказание платных стоматологических услуг в муниципальных учреждениях (не сомневаюсь, что они будут намного ниже действующих сейчас). Это приведет к общему снижению цен на стоматологическом рынке.

 

Что дальше?

Светлана Рябова:

– Несмотря на трудности, я с оптимизмом смотрю в завтрашний день томской стоматологической службы. Медуниверситет готовит кадры: сегодня их 20, завтра будет 30, потом 60, дальше – больше. Клиники закупают новое оборудование, осваивают современные технологии. Так что вопросы медленно, но решаются. А по поводу проблем, связанных с законодательством, нам надо просто почаще выступать с критикой и бить тревогу.

 

Совет от Михаила Чиняева

– Я бы посоветовал томичам обращаться за стоматологической помощью прежде всего в муниципальные стоматологические учреждения, где помощь обязаны оказывать бесплатно по страховому полису. При острой зубной боли – вне очереди в день обращения, при плановой – по очереди (сегодня это 10–15 дней). Не хотите ждать очереди и у вас есть средства – идите в частные клиники либо в муниципальные на платный прием – получите помощь в день обращения.

 

Депутаты Думы Томска на очередном собрании утвердили слияние двух городских стоматологических поликлиник – № 1 и 2. Поликлиника № 2 будет прикреплена к поликлинике № 1, новое отделение разместится по адресу: ул. Красноармейская, 90. В освободившихся помещениях откроются новые стоматологические кабинеты, приступят к работе дополнительно шесть врачей и три медсестры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 1 =