Универсальный ключик

Инклюзивное образование открывает дверь в полноценную жизнь

Финальный этап областного конкурса «Человек года» прошел 11 февраля в Томске. В номинации «Подвижничество» одним из победителей стал Владимир Салит, председатель совета Томского регионального движения «Диво» (доступное для инвалидов высшее образование).

Сделать образование доступным для всех – его давняя мечта. Владимир Салит сам передвигается на коляске более десяти лет, поэтому знает не понаслышке – у нас многие сферы общественной жизни для инвалидов закрыты. В первую очередь учеба в школе.

– Образование является очень важным фактором социализации человека, – отмечает Салит. – Но сегодня многие дети с ограниченными возможностями здоровья просто вынуждены обучаться на дому. Никто и не задумывается, что, лишенные общения, они постепенно превращаются в маугли. Ни о каком вузе после этого и речи быть не может…

Коллеги по движению «ДИВО», возвращаясь с зарубежных стажировок, рассказывали: разделительной черты между полноценным человеком и инвалидом там нет. Для полноценного обучения всех детей без исключения в школах создаются все условия.

– Будем делать Швейцарию в Томске, – решил Владимир Салит.

 

Умная школа

По его инициативе движение «ДИВО» приняло участие в конкурсе грантов с проектом «Партнерство – путь к инклюзивному образованию». Цель – создать в школах города и области такие условия, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья пришел и свободно занимался. Для корректировки содержания привлекались эксперты из Англии, где в этом направлении большие наработки. Результат – проект выиграл грант Евросоюза. Протестировать его решили в одной из городских школ.

Поручни в коридоре и на входе – первое, чем оборудовали экспериментальную школу № 54. Затем подключилась мэрия: появился пандус, специально оборудованные туалеты, помещение для медперсонала. Дирекция и родители волновались: как пойдет?

 

Модная помощь

Учеба с обычными детьми стала настоящей реабилитацией для детей-инвалидов. Школьники помогали новым однокашникам войти в струю: объясняли, советовали, поддерживали. Ситуация изменилась настолько, что учиться здесь стало… модно. Люди со всех концов города стремятся отдать свое чадо именно в школу № 54. В администрации тоже держат руку на пульсе, планируют: «Неплохо бы и лифт пристроить, чтобы все этажи стали доступными…».

– Люди стали понимать, что семьям с детьми-инвалидами «не рыбу надо дать, а удочку», – замечает автор проекта.

 

Рамки – в головах

В ближайшее время подобным образом обустроят еще несколько общеобразовательных учреждений Томска и области. Однако, считает Владимир Салит, одними пандусами тут не обойтись.

– В школах нужны специалисты, задача которых – сделать обучение максимально удобным для детей. Не может писать? Ставим ему компьютер. Не видит? Включаем устройство, позволяющее слышать учебную информацию. Преподаватели должны общаться с родителями, узнавать от них об индивидуальных особенностях ученика, – объясняет Салит. – Только такой всесторонний подход к образованию поможет вырастить из инвалида самостоятельного, нужного для общества счастливого человека.

 

Владимир Салит: «Инвалидность всего-навсего отношенческая проблема. Главное – снять рамки. Как только человек сможет сам добираться до работы, он уже не будет чувствовать себя инвалидом. А вот счастливым – да!»

Николай ПОТАПОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × два =